Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Пичуева В.В., Карабельского А.А.
при секретаре Фёдоровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 24 марта 2015 г. дело по заявлению администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края о признании незаконными требования Краснокаменской межрайонной прокуратуры
по апелляционному представлению Краснокаменского межрайонного прокурора Курбатова И.А.
на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 20 ноября 2014 г., которым постановлено заявление администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края удовлетворить. Признать незаконным требование Краснокаменского межрайонного прокурора от 13.10.2014 г. N86-126-2014 о возложении на администрацию муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края обязанности представлять проекты и нормативные правовые акты для проведения антикоррупционной экспертизы.
Заслушав доклад судьи краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Дьячковой Ж.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителей администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края Федосеева Г.В. и Симоновой О.С., возражавших против доводов представления и полагавших решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
12 ноября 2014 г. глава муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края Колов Г.Н. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее. 14 октября 2014 г. в администрацию муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края поступило требование Краснокаменской межрайонной прокуратуры N86-126-2014 об обязательном представлении проектов и принятых нормативных правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы. Полагая данное требование не основанным на нормах действующего законодательства Российской Федерации, заявитель просил признать его незаконным.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении Краснокаменский межрайонный прокурор Курбатов И.А. считает решение суда незаконным и необоснованным. Полагает, что вывод суда об отсутствии оснований для представления администрацией проектов и принятых нормативных правовых актов для проведения антикоррупционной экспертизы, является ошибочным. По его мнению, в рамках проводимого надзора за исполнением законов прокурор вправе требовать необходимые сведения и документы. Указывает, что принятым решением прокуратура лишена возможности осуществлять возложенные на нее законодательством РФ обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Поэтому просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В письменных возражениях и.о.главы администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края Селюнина Н.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционного представления на основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по его доводам.
Как следует из материалов дела, 14 октября 2014 г. Краснокаменским межрайонным прокурором главе муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" направлено требование N86-126-2014, в котором на основании ст.ст.6, 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ" прокурор просил представлять в Краснокаменскую межрайонную прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы принимаемые нормативные правовые акты в десятидневный срок с момента их принятия, а также проекты нормативных правовых актов за три дня до их принятия, а в случае оперативного принятия - незамедлительно (л.д.7).
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Согласно ст.9.1 Закона прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов установлен приказом Генпрокуратуры России от 28.12.2009 N400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов".
Из установленного порядка не следует, что прокуроры городов и районов на основании ст.6 Закона вправе требовать предоставления нормативных правовых актов органов местного самоуправления или их проектов.
Напротив, согласно п.1.3 данного приказа в целях реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 N172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и ст.9.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорам субъектом Российской Федерации, прокурорам городов и районов приказано в пределах компетенции инициировать внесение изменений в законодательные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях установления процедуры представления в органы прокуратуры для соответствующей проверки принятых нормативных правовых актов.
Такой инициативы от прокурора Краснокаменской межрайонной прокуратуры не последовало, поскольку из материалов дела этого не усматривается, и законодательного акта в целях установления процедуры представления в прокуратуру для соответствующей проверки принятых нормативных правовых актов на территории муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" не принято.
При таком положении вывод суда об удовлетворении заявления администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" о признании незаконным требования Краснокаменского межрайонного прокурора от 13.10.2014 г. N86-126-2014 является правильным, а доводы апелляционного представления необоснованными.
При этом нельзя не учитывать следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ч.2 ст.9.1 Закона при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Отсюда правом иных требований при проводении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов прокурор не наделен.
С требованием прокурора о предоставлении нормативных правовых актов и их проектов на основании ст.22 Закона, согласиться нельзя, поскольку антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится прокурором на основании специальной нормы и в специально установленном для этого порядке.
Также нормативные правовые акты находятся в свободном доступе и публикуются на официальном сайте администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" в сети интернет.
Довод представления прокурора о том, что принятым решением прокуратура лишена возможности осуществлять возложенные на нее законодательством РФ обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления, коллегия находит необоснованным по обстоятельствам, изложенным выше.
При этом суд в решении правильно указал, что прокурор имеет возможность ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов и их проектов и иным образом, например, путем участия в работе представительных и исполнительных органов местного самоуправления, направления требований и запросов, изучения данных регистра муниципальных нормативных правовых актов, из средств массовой информации.
В апелляционном представлении прокурора не содержится доводов, которые бы могли повлиять на выводы суда об удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 20 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционное представление Краснокаменского межрайонного прокурора Курбатова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Толстобров А.А.
Судьи: Пичуев В.В.
Карабельский А.А.
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.