Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Антипенко А.А., Ревенко Т.М.,
при секретаре Сабадашевой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" "Дата" гражданское дело по иску Старочкиной О. А. к Министерству образования, науки и молодежной политики "адрес", Информационному центру "Свой дом" о признании права на обеспечение жилым помещением, обязании включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением
по апелляционной жалобе истца
на решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Старочкиной О. А. к Министерству образования, науки и молодежной политики "адрес", Информационному центру "Свой дом" о признании права на обеспечение жилым помещением, обязании включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением отказать.
Заслушав доклад судьи "адрес"вого суда Литвинцевой И.В., выслушав объяснения истицы Старочкиной О.А., поддержавшей жалобу и просившей об отмене решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Старочкина О.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее.
"Дата" постановлением Главы администрации Ингодинского административного района "адрес" N над ней была назначена опекуном П.В ... С августа 1999 года истица проживает в "адрес" в семье П.В. Старочкина О.А. "Дата" обратилась с заявлением в Информационный центр "Свой дом" о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями па территории "адрес". Ей был получен ответ, о том, что сведения, что до "Дата" истица была поставлена на учет как сирота, отсутствуют. Просила признать право на обеспечение жилым помещением, включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Старочкина О.А. просит решение суда отменить. Указывает на то, что она несвоевременно обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине того, что ее опекуном не была исполнена обязанность по обращению в надлежащие органы, а также до 2013 года она была обеспечена жильем. Считает, что суд не подошел индивидуально к ее ситуации, не выяснил причины, по которым она несвоевременно обратилась с заявлением. При этом просит учесть, что она является представителем одного из наиболее незащищенных слоев населения, ее жизнь во многом зависела от опекуна П.В. конфликт с которой создал огромное количество трудностей в ее жизни, в том числе остро встал и жилищный вопрос.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства образования, науки и молодежной политики "адрес" Елизова Н.Е. указывает на то, что с "Дата" функции по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложены на Министерство труда и социальной защиты края.
В судебное заседание представители Министерства образования, науки и молодежной политики "адрес", ИЦ "Свой дом" не явились, о времени рассмотрения дела извещены (л.д.40,41).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Старочкина (Сливка) О.А. "Дата" года рождения, относилась к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в малолетнем возрасте. Постановлением Главы администрации Ингодинского административного района "адрес" от "Дата" N над ней назначена опека, опекуном назначена Паршина В.С. (л.д.5), жилое помещение за Сливка О.А. не закреплялось.
Впервые с заявлением в Министерство образования, науки и молодежной политики "адрес" о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории "адрес", обратилась "Дата" (л.д.6) году в возрасте 26 лет, фактов ее обращения за предоставлением жилья до исполнения ею возраста 23 лет не привела.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), введенной в действие с 1 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанной категории лиц, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по такому договору, либо собственниками жилых помещений, а также хоть и являющихся таковыми, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичная норма содержится в ст. 7 Закона Забайкальского края от 16 декабря 2009 г. N 315-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 26 декабря 2012 г.). Ею предусматривается предоставление указанной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Такой порядок установлен Постановлением Правительства края от 29 февраля 2013 г. N90 (п.3). Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме, поданному в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву.
Таким образом, приведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Забайкальского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Как установлено по делу, право на обеспечение жилым помещением у истицы, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот, имелось, однако мер к его реализации в предусмотренные законом сроки истец не приняла.
Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Приведенная норма не отменена и не изменена с введением с 01 января 2013 года нового порядка по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, должна предоставляться в том случае, если они поставлены на учет нуждающихся в жилье до указанного возраста.
До достижения Старочкиной О.А. возраста 23 лет она не обратилась в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на упомянутый учет, который носит заявительный характер.
Оснований для включения ее ответчиком в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с новым порядком, вступившим в действие с 01 января 2013 года, также не имелось, поскольку истице исполнилось 26 лет.
В указанный список включаются также лица, состоявшие ранее на учете в органах местного самоуправления для получения жилья, но фактически не обеспеченные им, но, как установлено судом и что не оспаривается истицей, она на таком учете не состояла.
На момент обращения за получением жилья возраст истца превышал 23 года, поэтому на нее не распространяется действие упомянутого закона. В данном случае достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается субъективное материальное право. При таких обстоятельствах истица не может быть отнесена к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение на основании закона N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29 февраля 2012 г.).
Во исполнение п. 3 ст. 8 названного Федерального закона принят 26 декабря 2012 года Закон Забайкальского края N 777-ЗЗК ("О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края"). Согласно ст. 7 этого закона орган местного самоуправления, осуществлявший ранее учет детей-сирот и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязан в срок до 1 марта 2013 года представить в уполномоченный орган информацию обо всех принятых на учет с представлением документов, послуживших основанием для такого учета.
Формирование списка осуществляется органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством края (п.3 ст. 1 закона N777-ЗЗК). Таким органом является Минобразования края (п. 5 Постановления Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 г. N22 "Об утверждении порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), который также осуществляет действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
Статьей 4 закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что внесенные изменения вступают в силу с 1 января 2013 года (п.1).
Вместе с тем п. 2 указанной ст. 4 установлено, что действия положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего закона. Таким образом, измененному закону придана обратная сила.
Однако приведенную правовую норму нельзя истолковать таким образом, что введенный новый порядок по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями предусматривает постановку на учет указанной категории лиц независимо от возраста, от достижения ими 23 лет. Судебная коллегия находит, что в приведенной выше норме права речь идет о лицах, своевременно, до достижения 23 лет, обратившихся с заявлением о внеочередном предоставлении жилья, и которое им не было фактически предоставлено до введения нового закона. Такие лица подлежат обеспечению жильем в порядке, установленном новым законом, для чего включаются Министерством образования, науки и молодежной политики "адрес" в соответствующий список.
Истец не доказала факта обращения с соответствующими заявлениями о постановке на учет до достижения ею 23-х лет. То обстоятельство, что истец не знала о своих правах и заблуждалась относительно добросовестности действий опекуна, не влияет на правильность выводов суда.
Согласно Обзору судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013г. предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суд должен выяснить причину, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В данном случае уважительных причин, позволяющих признать, что Старочкина О.А. до достижения 23-летнего возраста обращалась с соответствующим заявлением, но ей было необоснованно в этом отказано, не было приведено.
Незнание законодательства, ссылки на конфликт с опекуном, не влияют на выводы суда, поскольку в случае обращения в соответствующие органы помощь в оформлении документов, а также соответствующая консультация могла быть предоставлена.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил представленные доказательства и дал им правильную правовую оценку, не согласиться с которой оснований у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Старочкиной О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.