Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Антипенко А.А., Ревенко Т.М.,
при секретаре Сабадашевой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" "Дата" гражданское дело по иску Ивасенко А. В. к Министерству образования, науки и молодежной политики "адрес", администрации ГОУ "Шерловогорский детский дом-школа" о признании права на предоставление вне очереди отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе истца Ивасенко А.В.
на решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Ивасенко А. В. отказать.
Заслушав доклад судьи "адрес"вого суда Литвинцевой И.В., выслушав объяснения истца Ивасенко А.В., просившего об отмене решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ивасенко А.В. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее.
Он с 1991 года находился в ГОУ "Шерловогорский детский дом-школа". При помещении истца в детское учреждение жилое помещение не закреплялось в виду отсутствия жилья у родителей. "Дата" истец обратился с заявлением в администрацию муниципального образования "адрес" о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет на внеочередное предоставление отдельного жилого помещения по договору социального найма. Однако распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики "адрес" от "Дата" N 344-р в удовлетворении заявления отказано, в связи с тем, что на момент подачи заявления о включении в список детей -сирот он достиг возраста 23 лет. Считает, что его права нарушены, просил восстановить срок постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", сохранить за собой право на внеочередное получение жилой площади.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Ивасенко А.В. просит решение суда отменить и принять новое. Считает, что судом принято незаконное решение, поскольку до момента достижения возраста 23 лет, он был уверен, что включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории "адрес" администрацией ГОУ "Шерловогорский детский дом-школа". Указал на то, что до 2014 года он не мог обратиться для постановки на учет и получения права на получение жилого помещения, поскольку неоднократно находился в исправительных учреждениях. Доводы суда о том, что с "Дата" к уголовной ответственности он не привлекался и имел возможность обратиться для постановки на учет и получения права на получение жилого помещения считает несостоятельными, так как он обращался во все инстанции, однако везде получал отказ по причине достижения возраста 23 лет.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства образования, науки и молодежной политики "адрес" Елизова Н.Е. указывает на то, что с "Дата" функции по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложены на Министерство труда и социальной защиты края.
В судебное заседание представители Министерства образования, науки и молодежной политики "адрес", а также ГУСО "Шерловогорский ЦПДОПР "Аквамарин" не явились, о времени рассмотрения дела извещены (л.д.88,89), просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Материалами дела установлено, что Ивасенко А.В. "Дата" года рождения в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей и был устроен в детское учреждение на основании решения "адрес" Совета народных депутатов N от "Дата" (л.д.12), с "Дата" по "Дата" находился на полном государственном обеспечении в Шерловогорском детском доме (л.д.11). Впоследствии он обучался в ПУ-33 "адрес", обучение не закончил.
В период окончания пребывания истца в детском учреждении действовали положения ЖК РСФСР, закрепляющие жилищные права детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии с подпунктом 2 статьи 37 ЖК РСФСР вне очереди жилые помещения предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно нормам статьи 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, должны были включаться в отдельные списки.
Ивасенко А.В. на учете лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями вне очереди, не состоял и о своем праве в установленном законом порядке до 2014 года не заявил, что было подтверждено в ходе рассмотрения дела судом первой и апелляционной инстанции.
Дополнительные гарантии для лиц названной категории были введены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N159-ФЗ от 21.12.1996 г.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), введенной в действие с 1 января 2013 года, предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанной категории лиц, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по такому договору, либо собственниками жилых помещений, а также хоть и являющихся таковыми, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичная норма содержится в ст. 7 Закона Забайкальского края от 16 декабря 2009 г. N 315-ЗЗК "О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 26 декабря 2012 г.). Ею предусматривается предоставление указанной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Такой порядок установлен Постановлением Правительства края от 29 февраля 2013 г. N90 (п.3). Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме, поданному в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву.
Приведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Забайкальского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.
Как следует из преамбулы и статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗего положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Приведенная норма не отменена и не изменена с введением с 01 января 2013 года нового порядка по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, должна предоставляться в том случае, если они поставлены на учет нуждающихся в жилье до указанного возраста.
Как судом установлено, до достижения Ивасенко А.В. возраста 23 лет он не обратился в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на упомянутый учет, который носит заявительный характер.
На момент обращения за получением жилья в 2014 году возраст истца превышал 23 года, поэтому на него не распространяется действие упомянутого закона. В данном случае достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается субъективное материальное право. При таких обстоятельствах истец не может быть отнесен к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение на основании закона N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 29 февраля 2012 г.).
Статьей 4 закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что внесенные изменения вступают в силу с 1 января 2013 года (п.1).
Вместе с тем п. 2 указанной ст. 4 установлено, что действия положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до вступления в силу настоящего закона. Таким образом, измененному закону придана обратная сила.
Однако приведенную правовую норму нельзя истолковать таким образом, что введенный новый порядок по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями предусматривает постановку на учет указанной категории лиц независимо от возраста, от достижения ими 23 лет. В приведенной выше норме права речь идет о лицах, своевременно, до достижения 23 лет, обратившихся с заявлением о внеочередном предоставлении жилья, и которое им не было фактически предоставлено до введения нового закона. Такие лица подлежат обеспечению жильем в порядке, установленном новым законом, для чего включаются Министерством образования, науки и молодежной политики "адрес" в соответствующий список.
Согласно Обзору судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013г. предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суд должен выяснить причину, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В данном случае уважительных причин, позволяющих признать, что Ивасенко А.В. до достижения 23-летнего возраста обращался с соответствующим заявлением, но ему было необоснованно в этом отказано, не было приведено, а его заявления о создании препятствий к этому, являются голословными.
С момента окончания пребывания в детском учреждении и до достижения возраста 23 лет прошел значительный период времени, в течение которого истец мог обратиться не только в органы опеки по месту жительства, но и в органы местного самоуправления или прокуратуру, оспаривать их бездействие.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил представленные доказательства и дал им правильную правовую оценку, не согласиться с которой оснований у судебной коллегии не имеется.
Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда "адрес" от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ивасенко А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.