Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Э.Р. Сайдашевой, В.А. Терехина,
при секретаре судебного заседания Э.И. Галиуллиной
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе А.А. Ихсанова на решение Советского районного суда города Казани от 2 марта 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления А.А. Ихсанова об оспаривании решения призывной комиссии Республики Татарстан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав А.А. Ихсанова и его представителей И.Р. Гумерова и Д.Б. Троицкого в ее поддержку, представителя военного комиссариата и призывной комиссии Республики Татарстан М.М. Нагаева, возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.А. Ихсанов обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Республики Татарстан.
В обоснование требований указал, что состоит на учете в отделе военного комиссариата Республики Татарстан по Высокогорскому району. 25 декабря 2014 года заявитель был вызван на контрольное медицинское освидетельствование врачами-членами призывной комиссии Республики Татарстан. Несмотря на то, что А.А. Ихсановым были представлены заключения психолога и психиатра ООО "КДЦ на Четаева" в подтверждение отсутствия у А.А. Ихсанова психических расстройств, ему выдано направление на стационарное обследование в ГАУЗ "РКПБ МЗ РТ" в психоневрологический диспансер для верификации диагноза "органическое расстройство личности с неврозоподобным синдромом".
Полагал, что прохождение стационарного обследования в учреждении закрытого типа ограничивает его право на свободу передвижения, закрепленное в части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, а также может отрицательно сказаться на репутации психически здорового человека, вызвать негативную реакцию со стороны работодателя, принести нравственные и моральные страдания заявителю и его близким.
Поскольку законом предусмотрена возможность амбулаторного прохождения соответствующего обследования, полагал возложение на него призывной комиссией обязанности пройти такое обследование в условиях стационара незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Представитель военного комиссариата и призывной комиссии Республики Татарстан с заявлением не согласился.
Суд отказал в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе А.А. Ихсанов просит решение суда отменить, приводя в обоснование доводы и излагая обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд. Также указывает, что его представителем в суде первой инстанции были приобщены нормативно-правовые акты, которые предусматривают возможность амбулаторного обследования и лечения больных расстройствами личности. Полагает, что при наличии документов, подтверждающих его психическое здоровье, призывная комиссия Республики Татарстан необоснованно возложила на него обязанность пройти обследование в ГАУЗ "РКПБ МЗ РТ" в условиях стационара.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как видно из материалов дела, А.А. Ихсанов состоит на учете в отделе военного комиссариата Республики Татарстан по Высокогорскому району.
В весенний призыв 2013 года А.А. Ихсанов по результатам медицинского обследования был признан ограниченно годным к военной службе. 15 ноября 2013 года Военный комиссариат Республики Татарстан организовал контрольное медицинское освидетельствование и принял решение о прохождении А.А. Ихсановым контрольного медицинского освидетельствования.
В ходе этого освидетельствования А.А. Ихсанова врачи-специалисты военно-врачебной комиссии отдела военного комиссариата Республики Татарстан, члены призывной комиссии Республики Татарстан - терапевт, невролог, психиатр не смогли вынести медицинское заключение о категории годности призывника А.А. Ихсанова к военной службе, и в соответствии с пунктом 4 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" приняли решение о направлении А.А. Ихсанова на дополнительное обследование. Однако А.А. Ихсанов не выполнил решение о направлении его на медицинское обследование.
Повторное медицинское освидетельствование А.А. Ихсанова призывной комиссией организовано 25 декабря 2014 года, но поскольку результаты обследования по врачу-психиатру в ГАУЗ "РКПБ" и по врачу-неврологу в ГАУЗ "РКБ" он не представил, врачи-специалисты невролог и психиатр военно-врачебной комиссии военного комиссариата Республики Татарстан не смогли вынести медицинское заключение о категории годности А.А. Ихсанова к военной службе, а призывная комиссия Республики Татарстан принять соответствующее решение. А.А. Ихсанову повторно были даны направления на дополнительное медицинское освидетельствование.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае действия призывной комиссии являлись законными и обоснованными.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) вопрос об определении категории годности к военной службе подлежит разрешению при медицинском освидетельствовании при проведении мероприятий по призыву, включающих, в том числе явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии (пункт 1 статьи 26 Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Таким образом, при проведении в отношении А.А. Ихсанова мероприятий по новому призыву он подлежал медицинскому освидетельствованию для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент освидетельствования, по результатам которого призывной комиссией должно быть принято предусмотренное статьей 28 Федерального закона решение.
Из пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" следует, что гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.
Следовательно, направление призывника на дополнительное обследование для уточнения диагноза является правом комиссии, и реализация этого права находится в прямой зависимости от наличия сомнений в правильности поставленного призывнику диагноза.
Как следует из материалов дела, врачи-специалисты не смогли вынести заключение о категории годности призывника А.А. Ихсанова к военной службе.
В соответствии с пунктом 13 раздела 2 "Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности его к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение о направлении А.А. Ихсанова на дополнительное стационарное медицинское обследование было принято в соответствии требованиями пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона, который предусматривает, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию, а также в соответствии с компетенцией и полномочиями призывной комиссии.
Что касается доводов апелляционной жалобы А.А. Ихсанова о том, что при наличии документов, подтверждающих его психическое здоровье, а именно заключение независимых психолога и психиатра, призывная комиссия Республики Татарстан необоснованно возложила на него обязанность пройти обследование в ГАУЗ "РКПБ МЗ РТ" в условиях стационара, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 20 Положения "О военно-врачебной экспертизе", утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Согласно пункту 1 приложения N3 к приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" ежегодно военный комиссариат субъекта Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения разрабатывает план медицинского освидетельствования и обследования (лечения) призывников. В указанном плане одним из мероприятий является определение перечня медицинский учреждений, в которые будут направляться призывники, нуждающиеся в амбулаторном (стационарном) обследовании (лечении).
План утверждается военным комиссаром субъекта Российской Федерации и руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. На дополнительное медицинское обследование граждане направляются на основании заключения врача-специалиста призывной комиссии только в те лечебные учреждения, которые определены постановлением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
По предложению военного комиссариата Республики Татарстан Министерство здравоохранения Республики Татарстан согласовало перечень медицинских учреждений для проведения амбулаторного (стационарного) медицинского обследования (лечения) граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан и подлежащих призыву на военную службу, а также признанных призывными комиссиями муниципальных районов и городских округов временно негодными к военной службе. В указанный перечень медицинский учреждений включены ГАУЗ "РКПБ" и ГАУЗ "РКБ".
Таким образом, основания обследования, проведенные в медицинских учреждениях, не включенных в Перечень медицинский учреждений, в том числе и в медицинской организации ООО "КДЦ на Четаева", не могут рассматриваться в качестве врачебно-экспертных медицинских документов для принятия призывной комиссией Республики Татарстан решения в отношении А.А. Ихсанова.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 2 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А. Ихсанова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.