Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Терехина В.А., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Гиниатуллине Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе Мухутдинова Р.М. на решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 13 марта 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Мухутдинова Р.М. о признании распоряжения Кукморского поселкового Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан N 28 от 23 марта 2011 года об исключении его из списка нуждающихся в жилом помещении недействительным и незаконным, обязании Кукморского поселкового исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения заявителя Мухутдинова Р.М. в поддержку апелляционной жалобы, пояснения представителя Кукморского поселкового исполнительного комитета Павловой М.А., с апелляционной жалобой не согласившейся, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мухутдинов Р.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Кукморского поселкового Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан N 28 от 23 марта 2011 года.
В обоснование заявления указано, что Мухутдинов Р.М., проживающий в жилом помещении, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 68,6 квадратных метра, где зарегистрированы 4 человека, с 22 августа 2000 года состоял в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащий, уволенный в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Распоряжением Кукморского поселкового Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан N 28 от 23 марта 2011 года Мухутдинов Р.М. исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что он 28 августа 2009 года с целью ухудшения своих жилищных условий зарегистрировал по своему месту жительства двух граждан - Мухутдинову М.Р. и Бондаренко Д. В., ранее проживавших в городе Казани.
Указанное распоряжение является незаконным, поскольку он не может намеренно ухудшить свои жилищные условия, так как вышеуказанное жилое помещение находится в собственности его сестры ФИО1 Его племянница ФИО2 и племянник ФИО3 всегда проживали с ним. Для признания лица нуждающимся в улучшении жилищных условий необходимо, чтобы площадь жилья на каждого члена семьи составляла менее 18 квадратных метров. Площадь жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, составляет 68,6 квадратных метров, то есть на каждого члена семьи приходится по 17,15 квадратных метров.
Просит признать незаконным распоряжение Кукморского поселкового Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан N 28 от 23 марта 2011 года и обязать восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий
В судебном заседании заявитель Мухутдинов Р.М. заявление поддержал.
Представители Кукморского поселкового Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан Мингазова Р.З. и Павлова М.А. с заявлением не согласились.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Мухутдинов Р.М. выражает свое несогласие с решением суда и просит его отменить, ссылается на то, что в его собственности в период с 2000 года по 2011 года не было индивидуального жилого дома или квартиры.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель Мухутдинов Р.М. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель Кукморского поселкового исполнительного комитета Павлова М.А. с апелляционной жалобой не согласилась.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Из материалов дела установлено, что Мухутдинов Р.М. на основании поданного им заявления от 22 августа 2000 года состоял со своей семьей на учете в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании распоряжения N28 от 23 марта 2011 года, Мухутдинов Р.М. исключен из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий путем регистрации 29 августа 2009 года по своему месту жительства двух граждан - ФИО2 и ФИО3, ранее проживавших в городе Казани.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что Мухутдинов Р.М. в период до 8 июля 2008 года находился в зарегистрированном браке с ФИО4
13 августа 2004 года ФИО4 приобретена квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 29 квадратных метров, которая продана ею 20 мая 2005 года.
18 мая 2005 года ФИО4 приобретена квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 50,5 квадратных метров, которая продана ею 11 августа 2006 года.
1 июля 2009 года по договору дарения Мухутдинов Р.М. подарил ФИО1 жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 69,6 квадратных метров.
Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
На основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Совершение Мухутдиновым Р.М. и являвшейся на тот момент его супругой ФИО4 вышеуказанных сделок по отчуждению жилых помещений свидетельствует о совершении действий намеренного ухудшения жилищных условий с целью быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, поскольку Мухутдиновым Р.М. и членом его семьи совершались действия с намерением ухудшить жилищные условия, у Кукморского поселкового Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан имелись основания для исключения заявителя из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления.
Довод апелляционной жалобы о том, что в собственности Мухутдинова Р.М. в период с 2000 года по 2011 года не было индивидуального жилого дома или квартиры опровергается материалами дела, а именно выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 25 сентября 2014 года, согласно которой в собственности Мухутдинова Р.М. в период с 15 марта 2007 года по 20 июля 2009 года находился жилой дом, общей площадью 68,6 квадратных метров, расположенный по адресу: "адрес" который 20 июля 2009 года по договору дарения земельного участка с жилым домом отчужден ФИО1 при этом в соответствии с пунктом 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 105, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кукморского районного суда Республики Татарстан от 13 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Мухутдинова Р.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.