Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Сазоновой В.Г., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Иванова Д.А. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 04 февраля 2015 года, которым постановлено:
в иске Иванову ФИО11 к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан, Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании отказа в предоставлении жилого помещения и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необоснованным, признать право на внеочередное предоставление жилья, обязать Исполком предоставить жилое помещение по договору социального найма, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения в поддержку жалобы представителя Иванова Д.А. - Ивановой Г.Г., возражения представителя Министерства образования и науки РТ - Зайнуллина А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов Д.А. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным отказа в принятии на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм и предоставлении жилья по договору социального найма вне очереди.
Требования мотивированы тем, что он обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельствами о смерти родителей и постановлением отдела опеки и попечительства об установлении над ним опеки.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны ... от 08 октября 2013 года ему отказано в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с представлением документов, которые не подтверждают его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Иванов Д.А. просил признать отказ во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования города Набережные Челны необоснованным, признать за ним право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения, обязать Исполком предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании представитель истца требования иска поддержал в полном объёме.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан, привлеченный к участию в деле в качестве соответчика, в суд не явился.
Суд постановил решение об отказе в иске в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Иванов Д.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, при этом приводятся те же доводы, что и суду первой инстанции. В частности, указано, что он имеет право на получение жилой площади, поскольку обладает статусом лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он и его опекун в 2000 году обращались к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья, им устно было отказано и разъяснено, что таким правом он не обладает.
Представитель Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен.
Поскольку данных о наличии существенных препятствий для его участия в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия, с учетом мнения явившихся участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании статьи 2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда (далее - список), в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.
К заявлению о включении в список прилагаются копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность ребенка-сироты, документ, удостоверяющий личность законного представителя и его полномочия, либо документ, свидетельствующий об объявлении ребенка-сироты полностью дееспособным (эмансипированным), а также документы, подтверждающие статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Заявления о включении в список также могут представить в уполномоченный орган: 1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до приобретения ими полной дееспособности, - до достижения ими совершеннолетия; 2) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Решения о включении либо об отказе во включении детей-сирот в список и заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.
В силу части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года N312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями определено Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Из анализа указанных правовых норм следует, что для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений лицам указанной категории предусмотрен заявительный характер. В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, должны до достижения возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При этом предоставление жилых помещений вне очереди по договору социального найма действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, Иванов Д.А. родился 03 июня 1982 года.
Отец истца - Иванов А.А. скончался 21 октября 1985 года, мать истца - Иванова А.С. умерла 12 ноября 1994 года.
Постановлением мэрии города Набережные Челны от 10 января 1995 года над несовершеннолетним Ивановым Д.А. установлена опека, его дядя Иванов А.А. назначен опекуном.
Согласно выписке из домовой книги и справке с места жительства Иванов Д.А. зарегистрирован у дяди Иванова А.А. по адресу: "адрес" 12 мая 2009 года на постоянной основе.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны ... от 08 октября 2013 года истцу отказано в принятии на учёт на внеочередное предоставление жилья по категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан ... от 30 января 2014 года истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Решением Министерства образования и науки Республики Татарстан ... от 27 августа 2014 года отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, поскольку ранее в качестве нуждающегося по льготному списку детей-сирот не состоял, возраст превысил 2 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент обращения в Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны с заявлением о предоставлении жилого помещения Иванов Д.А. достиг возраста 23 лет. При этом доказательств обращения истца до достижения им 23-летнего возраста с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления не представлено.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, оценка которым дана в судебном решении. Нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, при рассмотрении дела судом не допущено.
Доводы подателя жалобы о том, что судом не принят во внимание тот факт, что он с опекуном в 2000 году обращался в Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны с заявление о постановке на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку объективных данных, указывающих на то, что истцу было отказано в принятии документов, суду не представлено.
Кроме того, данные обстоятельства опровергаются и материалами дела.
Так, из отзыва на исковое заявление Министерства образования и науки Республики Татарстан усматривается, что обращение истца в уполномоченные органы: Исполнительный комитет имело место в 2013 году, в Министерство образования и науки РТ в 2014 году (л.д. 34). В суде первой инстанции данные факты истцом не оспаривались и не отрицались.
Более того, в судебном заседании от 04 февраля 2015 года, зафиксированном протоколе судебного заседания, представитель истца пояснил, что до того, как истцу исполнилось 23 года, они к ответчикам не обращались по данному вопросу.
Статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В связи с чем, положения статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагают на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств уважительности и исключительности причин, ранее препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период возраста с 18 до 23 лет, суду не представлено и материалы дела не содержат, как и доказательств, подтверждающих обращение в 2000 году с заявлением, в материалы дела не представлено, к апелляционной жалобе не приложено, и судом апелляционной инстанции не установлено.
Обязанность в предоставлении данных доказательств возложена на истца требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, судебная коллегия учитывает, что в суде первой инстанции данные обстоятельства стороной истца не заявлялись.
В связи с этим, доводы апелляционной жалобы о том, что истец был лишен возможности реализовать свое право на обеспечение жильём в период своего несовершеннолетия вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав уполномоченными на то органами и лицами, то есть по не зависящим от него обстоятельствам, не имеют правового значения.
Таким образом, выводы суда о том, что истцом утрачено право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", являются правильными.
Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, в жалобе не имеется, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 04 февраля 2015 года по данному делу оставить без изменения; апелляционную жалобу Иванова Д.А. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.