Судья Верховного Суда РБ Куницына Т.Н. при секретаре Коневиной Г.В., рассмотрев жалобу представителя ЗАО "Закаменск" Сумбаева П.А. на решение судьи Закаменского районного суда РБ от 26 марта 2015 г. по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя государственного инспектора РФ по Республике Бурятия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (далее - Управление Росприроднадзора по РБ) от " ... " г. ЗАО "Закаменск" за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, ЗАО "Закаменск" обжаловало его в Закаменский районный суд РБ.
В жалобе представитель ЗАО "Закаменск" указал, что административный орган, вынося постановление о привлечении к административной ответственности по результатам проверки объекта капитального строительства - обогатительной фабрики, не введенной в эксплуатацию и не подлежащей каким-либо проверкам, включая экологического надзора, кроме строительного, превысил свои полномочия в области надзора, нарушил действующее законодательство.
Районный суд в удовлетворении жалобы ЗАО "Закаменск" отказал.
В поданной в вышестоящий суд жалобе представитель ЗАО "Закаменск" Сумбаев П.А. просит отменить решение суда, указывая на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследованы надлежащим образом доводы заявителя. Градостроительный кодекс РФ не допускает осуществления иных видов государственного надзора, кроме государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства. Обогатительная фабрика ЗАО "Закаменск" не введена в эксплуатацию и не подлежит проверкам, за исключением строительного надзора, который осуществляется Забайкальским управлением Ростехнадзора.
В заседание вышестоящего суда представитель ЗАО "Закаменск" не явился. Принимая во внимание надлежащее извещение Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по жалобе ЗАО "Закаменск", вышестоящий суд считает, что неявка представителя Общества не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Представитель Управления Росприроднадзора по РБ Лхасаранов А.Ц-Д. не согласился с жалобой ЗАО "Закаменск", пояснив, что фактически Общество эксплуатирует обогатительную фабрику, что было установлено УФНС России по РБ и Забайкальским управлением Ростехнадзора, постановлением от " ... " г. которого было приостановлено ведение технологического процесса по обогащению полезного ископаемого.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, вышестоящий суд оснований к отмене решения районного суда не усматривает.
Статьей 8.2 КоАП РФ (в редакции, действующей в период производства по делу об административном правонарушении) установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Судом установлено, что ЗАО "Закаменск" является лицом, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством, является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 4.1 Закона об отходах производства потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности с 1 по 5 класс.
В силу пунктов 2 и 3 ст. 14 данного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1 - 5 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Пунктами 6 и 7 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 23 Закона об отходах производства и потребления установлено, что за размещение отходов с юридических лиц взимается плата.
Как усматривается из представленных материалов, в ходе проведения проверки на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ от " ... " г. N ... установлено, что ЗАО "Закаменск" является предприятием-недропользователем, на основании лицензий ведет добычу полезного ископаемого - вольфрама, в результате чего образуются отходы. При добыче вольфрама на горном участке " ... " и на " ... " техногенном месторождении образуются отходы добывающей промышленности - гале-эфельные отвалы, которые складируются в отвалах в границах земельного участка, отведенного для добычи, с кадастровым номером ... и хвосты гравитации, которые складируются в хвостохранилище на земельном участке с кадастровым номером ... Образование указанных отходов подтверждается формами статистической отчетности 2-ТП (отходы) и 5-гр. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов от " ... " и от " ... " г. данные отходы добывающей промышленности относятся к "отходам при добыче нерудных полезных ископаемых", "отходам добычи и обогащения вольфраммолибденовых руд".
Согласно лицензии на пользование недрами " ... " рекультивация земель по участку " ... " будет произведена не ранее " ... " года; согласно лицензии на пользование недрами " ... " срок проведения рекультивации земель по " ... " техногенному месторождению не определен; согласно проектной документации "Обогатительная установка по переработке технологических отложений " ... "" рекультивация нарушенных земель планируется через " ... " лет - после полной отработки техногенного месторождения.
Таким образом, ЗАО "Закаменск" при осуществлении производственной деятельности не представило для внесения в государственный реестр объектов размещения отходов сведения об объектах размещения отходов - гале-эфельных отвалах, расположенных на участке " ... " и хвостохранилище, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ...
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что в пробах воды ручья " ... ", отобранных ниже хвостохранилища в местности " ... ", отмечено превышение норм ПДК по взвешенным веществам в " ... " раза, по фторидам - в " ... " раза.
Изложенные выше нарушения, допущенные ЗАО "Закаменск", образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в отношении объекта капитального строительства - "Обогатительная установка по переработке технологических отложений " ... "", которая не введена в эксплуатацию и не подлежит каким-либо проверкам, кроме строительного надзора, административный орган превысил свои права и нарушил действующее законодательство, вышестоящий суд находит несостоятельным.
Как следует из представленных суду документов, фактически обогатительная фабрика эксплуатируется ЗАО "Закаменск" с " ... " г.
В " ... " г. УФНС России по РБ направила в адрес Забайкальского управления Ростехнадзора письмо с изложением фактов, выявленных в ходе проведенной налоговым органом проверки. В том числе, было указано о том, что объекты капитального строительства ЗАО "Закаменск" не переведены на консервацию, обогатительная фабрика эксплуатируется с " ... " г. по своему прямому назначению.
Данные обстоятельства нашли подтверждение в ходе проведенной Забайкальским управлением Ростехнадзора проверки, результатом которой стало привлечение ЗАО "Закаменск" к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде " ... ".
Таким образом, районным судом по делу постановлено законное и обоснованное решение; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. ЗАО "Закаменск" правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Закаменского районного суда РБ от 26 марта 2015 г. оставить без изменения, жалобу представителя ЗАО "Закаменск" Сумбаева П.А. - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда РБ Куницына Т.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.