Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Кудриной Я.Г., Королевой Е.В.
при секретаре Сокур М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бондаренко С.П. об оспаривании действий администрации Надеждинского муниципального района Приморского края по апелляционной жалобе Бондаренко С.П. на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 17 ноября 2014 года, которым заявление Бондаренко С.П. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя Бондаренко С.П. - Шмелевой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко С.П. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 12 сентября 2013 года она обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1658 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства и эксплуатации домовладения, расположенного по адресу: "адрес" Распоряжением администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 13 марта 2014 года N утверждена схема расположения указанного земельного участка. 12 мая 2014 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением участку кадастрового номера N. 9 июня 2014 года администрация Надеждинского муниципального района Приморского края направила в ее адрес письмо, из которого следует, что в представленном кадастровом паспорте отсутствуют сведения об установленном ограничении прав землепользователя в связи с нахождением части земельного участка площадью 195 кв.м в охранной зоне инженерных сетей. Считает, что отказ в передаче в собственность земельного участка по причине отсутствия в кадастровом паспорте сведений об установленном ограничении прав землепользователя не основан на законе. Требование администрации о приведении в соответствие с распоряжением администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 13 марта 2014 года N кадастрового паспорта земельного участка предъявлено в связи со вступлением в действие правил землепользования и застройки и градостроительного плана Раздольненского сельского поселения. Однако на момент возникновения спорных правоотношений правила землепользования и застройки территории Раздольненского сельского поселения приняты не были. В муниципальном правовом акте не оговорено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его вступления в действие. Заявитель не имеет правовых оснований для внесения изменений в кадастровый паспорт земельного участка, поскольку не является собственником либо балансодержателем осветительной линии ЛЭП, расположенной на участке. Просит признать незаконным отказ администрации Надеждинского муниципального района Приморского края в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером N, выразившейся в письме за N от 9 июня 2014 года, обязать администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края передать Бондаренко С.П. в собственность земельный участок с кадастровым номером N для ведения личного подсобного хозяйства и эксплуатации домовладения.
В судебном заседании заявитель и ее представитель поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ООО "Козерог" поддержал заявленные требования, пояснив, что письмо администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 9 июня 2014 года N не содержит законных оснований, препятствующих передаче в собственность испрашиваемого Бондаренко С.П. земельного участка. Выводы администрации о применении норм предоставления земельных участков, регламентированных Законом Приморского края от 30 апреля 2003 года N 53-кз и решением Думы Надеждинского района от 23 декабря 2010 года N 308, ошибочны, поскольку указанные правовые акты не содержат норм предоставления земельных участков для эксплуатации объектов недвижимости, не устанавливают, что передача в собственность земельных участков является однократной. Установление норм приусадебных участков для эксплуатации жилых домов нарушает исключительное право собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков с учетом фактического землепользования, расположения жилого дома и хозяйственных построек. Начальник управления муниципального имущества не является органом, осуществляющим кадастровый учет, и не вправе выносить отказ в предоставлении муниципальной услуги, основываясь на выходящих за пределы собственной компетенции суждениях. Требования о приведении кадастрового паспорта в соответствие с распоряжением об утверждении схемы, а также внесении в государственный кадастр недвижимости охранных зон ЛЭП являются невыполнимыми. Охранные зоны ЛЭП вносятся в государственный кадастр недвижимости сетевой организацией на основании карты (плана) объекта землеустройства.
Представитель администрации Надеждинского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что кадастровый паспорт испрашиваемого Бондаренко С.П. земельного участка не содержит ограничений в использовании земельного участка площадью 195 кв.м в охранной зоне ЛЭП без права капитального строительства. Площадь испрашиваемого Бонлдаренко С.П. земельного участка составляет 1658 кв.м, в связи с чем заявитель не имеет права приобрести его в собственность по причине превышения установленной Думой Надеждинского муниципального района Приморского края нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в собственность граждан. 6 июня 2013 года Бондаренко С.П. на основании договора купли-продажи, заключенного с администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края, уже приобрела в собственность земельный участок площадью 3000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства.
По делу вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе Бондаренко С.П. ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, до 1 марта 2015 года была урегулирована ст.ст.34, 36 ЗК РФ.
Согласно положениям ст.ст.34 и 36 ЗК РФ, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, одним из необходимых условий для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решения о предоставления гражданину испрашиваемого земельного участка являлось предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка.
Согласно ст.14 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2014 года N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории" предусмотрено обязательное указание в кадастровом паспорте сведений об обременениях, в том числе, касающихся ограничений (обременений), возникших в связи с вхождением части земельного участка или всего земельного участка в зону с особыми условиями использования территории.
По делу установлено, что 12 сентября 2013 года Бондаренко С.П. обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1658 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства и эксплуатации домовладения по адресу: "адрес".
Распоряжением администрации Надеждинского муниципального района Приморского края N от 13 марта 2014 года Бондаренко С.П. утверждена схема расположения земельного участка площадью 1658 кв.м из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства и эксплуатации домовладения. Местоположение земельного участка: "адрес". Введены ограничения в использовании земельного участка площадью 195 кв.м в охранной зоне инженерных сетей - без права капитального строительства.
В соответствии со ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В пункте 8 части III "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 перечислены действия, запрещенные к осуществлению в охранных зонах электрических сетей, в том числе: размещение любых объектов и предметов (материалов) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проведение любых работ и возведение сооружений, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; производство работ ударными механизмами, сброс тяжести массой свыше 5 тонн, производство сброса и слива едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов; строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; посадка и вырубка деревьев и кустарников; земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи); полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Во исполнение требований ст.ст.34, 36 ЗК РФ Бондаренко С.П. был изготовлен кадастровый паспорт N от 12 мая 2014 года испрашиваемого земельного участка, и 22 мая 2014 года представлен заявителем в администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края. При этом в кадастровом паспорте отсутствовали сведения об ограничениях, возникших в связи с вхождением части земельного участка в зону с особыми условиями использования территории, указанные в распоряжении администрации N.
В письме администрации Надеждинского муниципального района Приморского края от 9 июня 2014 года N Бондаренко С.П. было предложено привести кадастровый паспорт земельного участка в соответствие с распоряжением администрации Надеждинского муниципального района Приморского края N от 13 марта 2014 года "Об утверждении схемы расположения Бондаренко С.П. земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и эксплуатации домовладения", поскольку в представленном кадастровом паспорте отсутствуют сведения об ограничении прав землепользователя в связи с нахождением части земельного участка площадью 195 кв.м в охранной зоне инженерных сетей.
Таким образом, в нарушение требований ст.ст.34, 36 ЗК РФ надлежащим образом оформленный кадастровый паспорт с указанием в нем сведений об особых условиях использования части земельного участка заявителем в администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края представлен не был, что, в силу положений указанных статей, препятствует принятию решения о предоставления испрашиваемого земельного участка.
Давая оценку указанным обстоятельствам, руководствуясь вышеназванными правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о внесении сведений об охранных зонах инженерных сетей в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером N является законным и обоснованным. Тот факт, что большинство объектов электросетевого хозяйства не поставлены на кадастровый учет сельскими поселениями, не имеет правового значения, поскольку объекты электросетевого хозяйства требуют обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключение возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства.
Доводы апелляционной жалобы о порядке внесения сведений о границах охранных зон в ГКН, лицах, которым предоставлено право обращения в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете таких зон и о невозможности обращения Бондаренко С.П. с таким заявлением, не являются юридически значимыми при рассмотрении настоящего дела, поскольку в рамках настоящего дела подлежит выяснению вопрос правомерности действий администрации при рассмотрении заявления Бондаренко С.П. о предоставлении земельного участка, в том числе, в части проверки полноты представленных заявителем документов.
Наряду с другими заслуживают внимания доводы администрации Надеждинского муниципального района о том, что с учетом площади испрашиваемого земельного участка нормы предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Бондаренко С.П. будут превышены.
Пунктом 1.2 Решения Думы Надеждинского муниципального района от 23.12.2010 N 308 "О Положении "О предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Надеждинского муниципального района" установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Надеждинского муниципального района, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства - от 0,05 га до 0,30 га.
Из материалов дела усматривается, что 6 июня 2013 года на основании договора купли-продажи N, заключенного с администрацией Надеждинского муниципального района, Бондаренко С.П. уже был предоставлен в собственность земельный участок площадью 3000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, в своем заявлении Бондаренко С.П. оспаривает отказ администрации Надеждинского муниципального района Приморского края в предоставлении ей в собственность земельного участка, в то время как в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о принятии администрацией решения об отказе в предоставлении земельного участка Бондаренко С.П. Как пояснила в судебном заседании представитель заявителя, письменный отказ в предоставлении земельного участка Бондаренко С.П. не получала, документы ей возвращены не были.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 17 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бондаренко С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.