Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.
при секретаре Клиповой Д.В.
с участием представителя Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Яшалтинском районе Республики Калмыкия Мандриевой Л.В., главного государственного инспектора ОНД по Яшалтинскому району УНД Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Яшалтинском районе РК ФИО2 на решение судьи Яшалтинского районного суда от 22 апреля 2015 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора отделения надзорной деятельности по Яшалтинскому району Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия (далее - инспектор ОНД по Яшалтинскому району УНД ГУ МЧС России по РК) ФИО1 от 7 апреля 2015 г. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе (далее - ГУ-УПФ РФ в Яшалтинском районе) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере "Данные изъяты" руб.
Решением судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 22 апреля 2015г. указанное постановление изменено, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе назначено наказание менее минимального размера административного штрафа в размере "Данные изъяты" рублей.
В жалобе начальник УПФ РФ в Яшалтинском районе ФИО2 просит решение судьи Яшалтинского районного суда РК отменить, производство по делу прекратить. Указывает на то, что УПФР РФ в Яшалтинском районе РК является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении "Данные изъяты". Для устранения нарушений в области пожарной безопасности необходимы значительные финансовые средства, которые не предусмотрены лимитами УПФ РФ в Яшалтинском районе РК. Часть выявленных нарушений правил пожарной безопасности были устранены Управлением за счет собственных средств. Распоряжением от 29.12.2001г. N 175-р утверждена комиссия по приемке в эксплуатацию законченного строительства административного здания УПФ РФ в Яшалтинском районе РК, в состав которой входил начальник государственной пожарной части. По результатам приемки здания в эксплуатацию был составлен акт, согласно которому замечаний со стороны начальника пожарной части по внутренней отделке административного здания не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Яшалтинском районе Республики Калмыкия Мандриевой Л.В., главного государственного инспектора ОНД по Яшалтинскому району УНД Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия ФИО1, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В настоящее время требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Кроме того, наряду с Правилами противопожарного режима также действуют и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Часть 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 3 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Часть 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Судом установлено, что в ходе проведенной Отделением надзорной деятельности по Яшалтинскому району УНД ГУ МЧС России по Республике Калмыкия на основании распоряжения от 26 марта 2015 г. N 60 плановой, выездной проверки за соблюдением УПФР в Яшалтинском районе РК законодательства о пожарной безопасности в помещениях Управления по адресу: "Данные изъяты" выявлены нарушения положений ФЗ N 123 от 22.07.2008г., Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, ГОСТ Р 12.2.143-2009.
По факту выявленных нарушений составлены: протокол об административном правонарушении от 6 апреля 2015 г. N 27-34/2015/1, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ; протокол об административном правонарушении от 6 апреля 2015 г. N 27-34/2015/2, ответственность за которое предусмотрена частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ; протокол об административном правонарушении от 6 апреля 2015 г. N 27-34/2015/3, ответственность за которое предусмотрена частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Установив фактические и правовые обстоятельства по делу, главный государственный инспектор ОНД по Яшалтинскому району по пожарному надзору пришел к выводу о наличии в бездействии УПФР в Яшалтинском районе РК составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с указанием в оспариваемом постановлении мотивов принятого решения, а также нормативных правовых актов, несоблюдение которых было допущено Управлением.
Судья районного суда на основании оценки имеющихся в деле доказательств правомерно пришел к выводу о том, что административный орган доказал совершение УПФР в Яшалтинском районе РК правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена вышеуказанными частями статьи 20.4 КоАП РФ, и не нарушил порядок привлечения Управления к административной ответственности. Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно снизил назначенное административное наказание, указав на наличие предусмотренных частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ оснований для назначения менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводами судьи не установлено.
В соответствии с частью 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность УПФР в Яшалтинском районе РК в совершении административного правонарушения в части выявленных нарушений требований пожарной безопасности подтверждена совокупностью исследованных доказательств, в том числе актом проверки N 60 от 6 апреля 2015г., протоколами об административных правонарушениях, предписанием N 60/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, отвечающих требованиям относимости и допустимости.
Ссылка в жалобе на то, что финансовые расходы на устранение нарушений в области пожарной безопасности не предусмотрены лимитами УПФ РФ в Яшалтинском районе РК, является несостоятельной.
Так, в силу ст. 38 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководителя федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителя организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Яшалтинском районе является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении "Данные изъяты" (п. 9 Положения об Управлении), а, следовательно, признается субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ.
Каких-либо доказательств того, что УПФР в Яшалтинском районе до проведения проверки соблюдения законодательства пожарной безопасности уведомляло Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Калмыкия о наличии нарушений правил пожарной безопасности в здании Управления и запрашивало необходимые финансовые средства на их устранение, по делу не имеется.
Вопреки доводам жалобы, частичное устранение установленных в ходе проверки нарушений до вынесения постановления от 6 апреля 2015 г., не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, в связи с чем, не может являться основанием для освобождения УПФР в Яшалтинском районе РК от административной ответственности. Выявленные административным органом нарушения требований пожарной безопасности на момент проверки имели место, зафиксированы в протоколах об административных правонарушениях. Доказательств обратного по делу не представлено. Устранение допущенных нарушений после факта их выявления и возбуждения дела об административном правонарушении может учитываться лишь при назначении административного наказания (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Также необоснованна ссылка в жалобе на отсутствие в Акте приемки в эксплуатацию законченного строительством административного здания УПФ РФ в Яшалтинском районе РК от 29.12.2001г. замечаний начальника ГПЧ, являвшегося членом комиссии по приемке здания в эксплуатацию, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии в бездействии Управления состава административного правонарушения или отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, в отсутствие доказательств принятия УПФР в Яшалтинском районе всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, прихожу к выводу, что оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения судьи Яшалтинского районного суда РК, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обжалуемое судебное постановление обосновано, мотивировано и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, решение судьи Яшалтинского районного суда от 22 апреля 2015г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Калмыкия
РЕШИЛ:
Решение судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 22 апреля 2015 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Яшалтинском районе Республики Калмыкия оставить без изменения, жалобу начальника ГУ-УПФ РФ в Яшалтинском районе РК ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Л.М.Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.