Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 03 июня 2015 г. по делу N 33-1007/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Костина В.А.,
судей: Патланя В.А. и Цыбульника В.Е.,
при секретаре судебного заседания Федотове Е.А.,
рассмотрела гражданское дело по апелляционным жалобам представителей командующего войсками "данные изъяты" военного округа и командира войсковой части N на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 26 марта 2015 г., которым удовлетворено заявление "данные изъяты" К.В.Ф. об оспаривании действий командующего войсками "данные изъяты" военного округа, связанных с досрочным увольнением заявителя с военной службы.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е., объяснение представителя командующего войсками "данные изъяты" военного округа - ФИО10 в обоснование доводов апелляционной жалобы и выступление военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа "данные изъяты" Орлова М.И., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приказом командующего войсками "данные изъяты" военного округа ДД.ММ.ГГГГ N К.В.Ф. досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Кокоев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать этот приказ незаконным и обязать командующего войсками "данные изъяты" военного округа его отменить.
Решением суда заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах представители воинских должностных лиц просят отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. По мнению авторов жалоб, поскольку заявитель подал рапорт об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями после обеспечения жилым помещением, а на жилищном учете не состоял, то препятствий для его увольнения с военной службы по указанному основанию не имелось.
Представитель командующего войсками "данные изъяты" военного округа утверждает, что заявитель не желал продолжать военную службу на воинской должности, а свое несогласие с увольнением с военной службы связывал только с необеспеченностью жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации.
В жалобе представителя командира войсковой части N содержится ссылка на то, что в соответствии с указаниями командующего войсками "данные изъяты" военного округа военнослужащие, проходящие военную службу в распоряжении командования, не состоящие на жилищном учете для получения жилого помещения для постоянного проживания и не обращавшиеся с заявлением о принятии на такой учет, должны быть представлены к увольнению с военной службы.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционных жалобах, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Судом первой инстанции установлено, что 28 января 2013 г. К.В.Ф. обратился к командиру войсковой части N с рапортом об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями после обеспечения жилым помещением.
7 августа 2013 г. командующий войсками "данные изъяты" военного округа издал приказ N 154 о зачислении К.В.Ф. в распоряжение командования в связи с организационно-штатными мероприятиями, а 27 мая 2014 г. заявитель представлен к досрочному увольнению с военной службы по указанному основанию.
Согласно подп. "а" п. 2 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подп. "а" п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы, в частности, в связи с организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).
Из изложенного следует, что решению об увольнении военнослужащего по указанному основанию должны предшествовать действия командования по уточнению возможности его использования по военной службе. При этом наличие рапорта военнослужащего об увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не является безусловным основанием для его увольнения по данному основанию.
Воинскими должностными лицами не представлено сведений о том, что заявителю предлагались перед увольнением с военной службы вакантные равнозначные, высшие и низшие воинские должности как в войсковой части N и других воинских частях "данные изъяты" военного округа, так и в масштабе Вооруженных Сил Российской Федерации, и что он отказался от перемещения на предложенные должности.
Доводы представителя командующего войсками "данные изъяты" военного округа о том, что несогласие К.В.Ф. с увольнением с военной службы обусловлено исключительно его необеспеченностью жилым помещением, а не желанием продолжить военную службу на воинской должности, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела усматривается, что заявитель в ходе судебного разбирательства в обоснование своего несогласия с увольнением с военной службы указывал на то, что ему вакантные воинские должности не предлагались.
Кроме того, из показаний начальника отдела кадров войсковой части N ФИО14, допрошенного в суде первой инстанции, усматривается, что фактически К.В.Ф. изъявил желание продолжать военную службу до обеспечения жильём, однако воинские должности ему не предлагались.
Также является правильным указание суда на неразрешение командованием вопроса обеспечения заявителя жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации перед увольнением с военной службы по указанному основанию.
Кокоев при наличии более 10 лет общей продолжительности военной службы изъявил желание быть уволенным с таковой в связи с организационно-штатными мероприятиями только после обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, что в силу "данные изъяты" 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являлось препятствием для его увольнения.
То обстоятельство, что заявитель на дату представления к увольнению с военной службы в установленном порядке не был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, само по себе не является доказательством законности оспариваемого приказа, поскольку как из рапорта от 28 января 2013 г., так и в ходе беседы перед предстоящим увольнением, командованию было известно об отсутствии у К.В.Ф. жилого помещения, право на которое у него возникло в связи с увольнением с военной службы по одному из льготных оснований, и о его намерении после сбора недостающих документов обратиться в управление жилищного обеспечения с заявлением о принятии на жилищный учет.
Поэтому вывод гарнизонного военного суда о незаконности досрочного увольнения К.В.Ф. с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями следует признать обоснованным.
Руководствуясь ст. 327.1, 328 и 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 26 марта 2015 г. по заявлению К.В.Ф. оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей командующего войсками "данные изъяты" военного округа и командира войсковой части N - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.