ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ дело N 3-22/2015
10 июня 2015 года г. Липецк
Липецкий областной суд в составе:
председательствующего судьи Захарова Н.И.,
секретаря судебного заседания Фроловой О.Ф.
с участием прокурора Коростелёва П..Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-22/2015 по заявлению Совета депутатов г.Данкова Липецкой области о признании недействующими Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области от 24 августа 2012 года N 35\4 " О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению"; Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области N 37/7 от 31 августа 2012 года "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории области"; Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области N 18/5 от 24 мая 2013 года "О внесении изменений в постановление управления энергетики и тарифов Липецкой области от 24 августа 2012 года N35/4; Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27 марта 2015 года N 11/9 " внесении изменений в постановление от 24 августа 2012 года N 35/4 " О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории области".
УСТАНОВИЛ:
Совет депутатов г.Данкова Липецкой области обратился в суд с заявлением о признании недействующими Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области от 24 августа 2012 года N 35\4 " О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению"; Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области N 37/7 от 31 августа 2012 года "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории области"; Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области N 18/5 от 24 мая 2013 года "О внесении изменений в постановление управления энергетики и тарифов Липецкой области от 24 августа 2012 года N35/4; Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27 марта 2015 года N 11/9 " внесении изменений в постановление от 24 августа 2012 года N 35/4 " О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории области".
В обоснование заявленных требований указал, что нормативы по горячему и холодному водоотведению и водоснабжению на общедомовые нужды, указанные в Приложении N2 к постановлению N 35/4 от 24.08.2012 года "О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории Липецкой области" утверждены произвольно, без учета степени благоустройства, без учета дифференцирования, а также к качеству коммунальных услуг, установленных в п.п. 10,11,12 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N306. Изменения, внесенные постановлением управления энергетики и тарифов от 24.05.2013 года N 18/5, в части установления тарифов на общедомовые нужды по горячему водоснабжению в размере 0,028 куб.м в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном жилом доме и по холодному водоснабжению в том же размере 0,028 куб.м. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, также приняты без учета этажности, степени благоустройства, требованиям качества коммунальных услуг, какого-либо экономического обоснования, без применения формул, предусмотренных разделом 2 Приложения к вышеназванным Правилам N306, нарушением порядка расчета объемов потребленных ресурсов, без применения формул, предусмотренных таблицей 5 вышеназванных Правил. Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, установленные и введенные в действие с 01.09.012 года постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 31.08.012 года N37/7не дифференцированы по степени благоустройства, качеству коммунальных услуг.
В судебном заседании представитель Совета депутатов г.Данкова Липецкой области по доверенности Федосеев А.А., ссылаясь на вышеназванные доводы, несоответствие и противоречие оспариваемых нормативных актов, Постановлению Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 года, статье 157 ЖК РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 поддержал заявленные требования, дополнив их требованием о признании недействующим с момента принятия всех вышеназванных постановлений, и постановления Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.03.2015 года N11/9 " О внесении изменений в постановление от 24 08.2012 года N35/4", дополнительно указав, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды противоречат требованиям федерального законодательства в связи с неправильным определением процедур в жилом помещении, водоразборными устройствами в течение 1 календарного месяца, а в помещениях общего в связи с отсутствием в домах водоразборных устройств. При определении нормативов потребления коммунальных услуг от ресурсоснабжающих организаций не истребованы сведения о наличии технической возможности установки коллективных и индивидуальных приборов учета для применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Представители Управления энергетики и тарифов Липецкой области по доверенности Подкопаева О.Е., Дедяев А.А., Ольхов А.П. он же представитель администрации Липецкой области, представитель Совета депутатов Липецкой области по доверенности Бесчеревных Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что поскольку оспариваемые постановления от 24.08.2012 года N 35/4; 31.08.2012 года N 37/7; 24.05.2013 года N 18/5 являются недействующими полностью, а постановление N 11/9 от 27.03.2015 года недействующим, в части установления тарифов по холодному и горячему водоснабжению, водоотведения на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, и отсутствие доказательств нарушение прав заявителя оспариваемыми нормативными правовыми актами, связанных с компетенцией Совета депутатов г. Данкова по установлению всех названных тарифов, просили прекратить производство по делу.
Участвующий в деле прокурор Коростелёв П.Н., соглашаясь с позицией представителей Управления энергетики и тарифов Липецкой области, Совета депутатов Липецкой области, администрации Липецкой области, о необходимости прекращения производство по делу, указывал на наличие по делу таких оснований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу по следующим основаниям.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен способ защиты гражданских прав в виде неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Согласно ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела, 24.08.2012 года управлением энергетики и тарифов Липецкой области принято постановление N35/4 "О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории области", опубликованное в "Липецкой газете" N 167, от 31.08.2012 года, в которое неоднократно настоящего времени вносились изменения и дополнения нормативов потребления коммунальных услуг.
Так, постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 30.10.2012 года N 46/2, опубликованным в "Липецкой газете" N 209 от 31.10.2012 года внесены изменения в постановление N35/4, которые вступили в законную силу с 01.11.2012 года. Изменения касались ранее установленных нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории области, указанных в Приложении N2, таблицах N1 и N2. В Приложение N 2 таблица N1 дополнена строками 2,7,8,9 по степени благоустройства, установлены новые нормативы на коммунальные услуги с учетом степени благоустройства, указанные в таблице N2 Приложения N2 в строках 2,10,11,12,13.
Постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 24.05.2013 года N18/5, опубликованным в "Липецкой газете" N104 от 29.05.2013 года, вступившие в законную силу с момента принятия постановления, за исключением изменений, внесенных в Приложение N2, вступивших в законную силу с 01.06.2013 года, положения пункта 2 оспариваемого закона приведено в соответствие с положениями ФЗ N344, и Приложение N2 дополнено пунктом 6, которым установлены единые нормативы коммунальных услуг. Редакция постановления действовала до 31.03.2015 года.
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области N11/9 27.03.2015 года, вступившим в законную силу с 01.04.2015 года, внесены изменения в постановление N 35/4, которые действовали до 14.04.2015 года.
Постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 10.04.2015 года N13, опубликованным в "Липецкой газете" N74 от 15.04.2015 года были внесены изменения в Постановление N35/4, касающиеся установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории области, в многоквартирных и жилых домах с учетом водоразборной колонки (колонка уличная) исходя из 1 куб. месяц на одного человека, который действует с 15.04.2015года до настоящего времени.
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области N11/9 27.03.2015 года, вступающие в силу с 01.07.2015 года установлены новые нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории области, с учетом повышающих коэффициентов и категории жилых помещений.
Таким образом, заявитель, по сути, оспаривает недействующие в названной им редакции постановления Управления энергетики и тарифов Липецкой области N 35/4, как в части, касающейся установления нормативов на общедомовые нужды, ранее указанные в Приложении N2, недействующее с 29.05.2013 года, так и норматив потребления на холодное и горячее водоснабжение в объеме 0,028 куб.м. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещения, входящего в состав общего имущества, недействующее с 14.04.2015 года.
Недействующим является и оспариваемое заявителем постановление Управление энергетики и тарифов Липецкой области, в редакции от 31.08.2012 года N37/7, которым ранее были установлены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению на общедомовые нужды, поскольку Постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области N36 от 25.09.2013 года, опубликованным в "Липецкой газете" N 188 от 27.09.2013 года нормативы по отоплению на ОДН были исключены, с 01.10.2013 года действует иная редакция постановления, которая заявителем не оспаривается.
Таким образом, судом установлено, что на день рассмотрения данного дела, оспариваемые заявителем вышеназванные нормативные правовые акты, в указанной им редакции, утратили силу, они не применяются и соответственно не могут нарушать права заявителя.
Названное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу, поскольку недействующие нормативные правовые акты сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, юридических лиц и иных субъектов гражданских правоотношений повлечь не могут.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в его части.
Коль скоро законодатель наделил правом заявителя на обжалование действующих нормативных правовых актов как таковых, а оспариваемые постановления в указанных заявителем редакциях прекратили свое действие на день рассмотрения дела, то производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 1 ст.220 ГПК РФ, т.е. в силу того, что заявление не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Кроме того, суд приходит к выводу о том, что по делу имеются и другие основания, влекущие прекращение производства по делу.
Согласно части второй статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N48 N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или его части" нарушением компетенции, в частности, следует считать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом или его частью тех отношений, которые в соответствие с действующим законодательством подлежат регулированию нормативными правовыми актами, издаваемыми заинтересованными лицами, обратившимися в суд. В заявлении должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение оспариваемым нормативным правовым актом или его частью компетенции соответствующего должностного лица или органа.
Федеральным законом N131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен перечень полномочий и круг вопросов местного значения, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, включая исключительной компетенции. Вопросы по установлению нормативов и тарифов на коммунальные услуги, не входят в круг опросов местного значения.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 23.05.2006 года N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Уставом Липецкой области (ст.2,10,11) определена система органов исполнительной власти Липецкой области.
Законом Липецкой области от 08.06.2006 года N 293-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Липецкой области", установлено, что исполнительные органы государственной власти создаются в целях выполнения полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством области.
Постановлением главы администрации Липецкой области от 28.06.2010 года N198 "О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области", управление энергетики и тарифов Липецкой области определено как отраслевой орган государственной власти, полномочия которого определены распоряжением администрации Липецкой области от 27 июля 2010 года N280-р, где пунктом 5.1 Раздела 2 закреплены полномочия Управления энергетики и тарифов по установлению нормативов потребления населением коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из толкования содержания вышеназванных правовых актов Совет депутатов г. Данкова, как представительный орган местного самоуправления не наделен полномочиями по установлению нормативов коммунальных услуг поскольку регулирование таких правоотношений законом отнесено к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации.
Представитель Совета депутатов г. Данкова не оспаривал компетенцию представляемого им органа местного самоуправления по установлению нормативов на коммунальные услуги, а его доводы сводились к оспариванию расчетов при установлении таких нормативов.
По мнению суда, оспариваемые Советом депутатов г. Данкова нормативные правовые акты, которыми разрешены вопросы по установлению нормативов коммунальных услуг никоим образом не затрагивают права заявителя.
Доводы представителя Совета депутатов г. Данкова о том, что Совет депутатов вправе обратиться с названным заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц- жителей г. Данкова, признается несостоятельным и основанным на ошибочном толковании закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В силу абзаца 1 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.34 указанного Кодекса.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 " О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п.1 ч.1 ст.34 ГПК РФ или ч.8 ст.1 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении гражданина или организации оспаривается полностью или в части нормативный правовой акт, очевидно не затрагивающий их права и свободы, тогда как это обстоятельство является необходимым условием проверки акта или его части в порядке, предусмотренном Главой 24 ГПК РФ.
Заявителем не было представлено в суд доказательств нарушения оспариваемыми им нормативными правовыми актами не только по основаниям нарушения его компетенции, реализовать которое он вправе был в силу п.6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N48, но и по основаниям нарушения оспариваемыми нормативными правовыми актами или их частями других прав органа местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст., 166, 220, 224 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по делу по заявлению Совета депутатов г.Данкова Липецкой области о признании недействующими Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области от 24 августа 2012 года N 35\4 " О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению"; Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области N 37/7 от 31 августа 2012 года "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории области"; Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области N 18/5 от 24 мая 2013 года "О внесении изменений в постановление управления энергетики и тарифов Липецкой области от 24 августа 2012 года N35/4; Постановления управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27 марта 2015 года N 11/9 " внесении изменений в постановление от 24 августа 2012 года N 35/4 " О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды на территории области".
На определение может быть подана частная жалоба или представление прокурора в апелляционную инстанцию Липецкого областного суда в течение 15 дней со дня его принятия.
Судья (подпись) Н.И. Захаров
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.