ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре Козловой И.В.,
представителя заявителя Севостьяновой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 12 мая 2015 года гражданское дело по заявлению Кравцова Владислава Михайловича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Кравцов В.М. 26 декабря 2014 года обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, уточнив требования в процессе разбирательства по делу, об установлении кадастровой стоимости земельных участков
с кадастровым номером 34:34:020031:32, площадью 802,2 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 444 419 руб.,
с кадастровым номером 34:34:020031:33, площадью 375,5 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 208 027 руб.,
указав в обоснование, что является арендатором вышеуказанных земельных участков по договорам аренды, заключенным с Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области. За основу расчёта арендной платы за участки по указанным договорам принята кадастровая стоимость земельных участков равная 1210439,58 руб. и 567894,94 руб. соответственно. Увеличение кадастровой стоимости участков в результате проведения государственной кадастровой оценки по отношению к их рыночной стоимости приводит к завышению размера арендной платы, что нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с тем, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную заявитель считает, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации она должна быть установлена равной рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером 34:34:020031:32, площадью 802,2 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 444 419 руб.; с кадастровым номером 34:34:020031:33, площадью 375,5 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 208 027 руб.
Управлением "Росреестра" по Волгоградской области представлены объяснения по существу требований, в которых указано, что полномочным лицом по заявленному требованию является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, возражений против требования не заявлено. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Филиал ФГБУ"ФКП"Росреестра" по Волгоградской области в представленных объяснениях не возражают против удовлетворения требований, указав, что филиал ФГБУ"ФКП "Росреестра" не является заинтересованным лицом в данном деле. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Другие заинтересованные лица надлежащим образом извещены, о причинах неявки суд не известили, возражения по заявленным требованиям не представили.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя, поддержавшего заявление, изучив объяснения Управления"Росреестра" по Волгоградской области и филиала ФГБУ"ФКП"Росреестра" по Волгоградской области, не возражавших против удовлетворения требований, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что заявитель является арендатором земельных участков
с кадастровым номером 34:34:020031:32, площадью 802,2 кв. м., расположенного по адресу: "адрес",
с кадастровым номером 34:34:020031:33, площадью 375,5 кв. м., расположенного по адресу: "адрес".
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на 01.01.2010 года.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельных участков
с кадастровым номером 34:34:020031:32, площадью 802,2 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", определена в размере 1210439,58 руб.;
с кадастровым номером 34:34:020031:33, площадью 375,5 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", определена в размере 567894,94 руб.
Земельные участки внесены в государственный кадастр недвижимости до проведения государственной кадастровой оценки на 01.01.2010г., изменений качественных и (или) количественных характеристик не претерпели.
Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость и увеличивает размер арендной платы, и считая в связи с этим, что кадастровая стоимость должна быть определена, как равная рыночной, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Согласно ч.1,3,5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации": результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из указанного следует, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, так как одной из сторон этих отношений являются государственные органы субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и утвердившие кадастровую стоимость, органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, обладающие властными полномочиями по отношению к другому участнику указанных правоотношений и определяющие порядок и условия вступления в данные правоотношения.
В целях установления рыночной стоимости земельных участков по ходатайству заявителя, проведена судебная экспертиза.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливалась на дату проведения государственной кадастровой оценки, то есть на 01.01.2010 г., поскольку сведения о нём были внесены в государственный кадастр недвижимости ранее даты формирования перечня государственной кадастровой оценки.
Согласно выводов судебной экспертизы, на которой заявитель основал требования, кадастровая стоимость земельных участков
с кадастровым номером 34:34:020031:32, площадью 802,2 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 01.01.2010г. составляет 444 419 рублей;
с кадастровым номером 34:34:020031:33, площадью 375,5 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 01.01.2010г. составляет 208 027 рублей.
Экспертное заключение соответствует установленным требованиям по форме и содержанию, эксперту разъяснены права, обязанности и ответственность.
Суд также учитывает, что заинтересованные лица не оспорили экспертное заключение.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области не является заинтересованным лицом по данному делу, не является обоснованным, поскольку филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области наделен полномочиями по веден6ию государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений. Указанное следует и из объяснений Управления "Росреестра" по Волгоградской области.
Оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание установленную рыночную стоимость земельного участка, суд находит требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
В связи с чем, суд считает, что новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Кравцова Владислава Михайловича от 26 декабря 2014 года об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:020031:32, площадью 802,2 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 444 419 рублей по состоянию на 01 января 2010г.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:020031:33, площадью 375,5 кв. м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 208 027 рублей по состоянию на 01 января 2010г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Волгоградский областной суд.
Судья М.Б. Гайдаров
Мотивированное решение составлено 12 мая 2015г.
Судья М.Б. Гайдаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.