Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Ганченковой В.А.
Тамарова Ю.П.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 14 мая 2015 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 12 февраля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Биккинин И.Д. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" (далее по тексту - ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница") об оспаривании медицинского диагноза, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что в 1970, 1978 и 2011 г.г. врачами ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" ему без достаточных медицинских оснований были постановлены диагнозы о наличии у него психического расстройства " "данные изъяты"" различных форм. Согласно заключению экспертов Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского" от 06 декабря 2011 г. N "данные изъяты" каким-либо психическим расстройством он не страдает и не страдал в период постановки на диспансерный учёт в 1970 г.
Считал, что в результате необоснованно постановленных диагнозов он испытывал нравственные и физические страдания, ограничением его возможностей в области прохождения военной службы, получения образования, трудоустройства и других сферах жизнедеятельности.
Просил суд признать незаконным диагнозы, постановленные ГБУЗ "Мордовская республиканская психиатрическая больница" в 1970, 1978 и 2011 г.г., взыскать компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 12 февраля 2015 г. исковые требования Биккинина И.Д. к ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" удовлетворены частично.
Суд признал незаконным диагноз "данные изъяты"", поставленный врачом Республиканской психиатрической больницы Министерства здравоохранения МАССР 7 октября 1970 г. Биккинину И.Д. "данные изъяты" года рождения.
Признал незаконным диагноз " "данные изъяты"", поставленный врачом Республиканской психиатрической больницы Министерства здравоохранения МАССР 11 июля 1978 г. Биккинину И.Д. "данные изъяты" года рождения.
Признал незаконным диагноз " "данные изъяты"", поставленный комиссией экспертов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" в заключении от 17 августа 2011 г. "данные изъяты" Биккинину И.Д. "данные изъяты" года рождения.
Взыскал с ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" в пользу Биккинина И.Д. в счёт компенсации морального вреда "данные изъяты" рублей.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Главный врач ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" Подсеваткин В.Г. подал апелляционную жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия, в которой содержится просьба об отмене решения районного суда полностью и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, также просил разрешить по существу ходатайство о прекращении производства по делу в части исковых требований об оспаривании диагноза " "данные изъяты"", поставленного комиссией экспертов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" в заключении от 17 августа 2011 г. "данные изъяты", и ходатайство о применении к настоящему спору срока исковой давности. Указал, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку на момент поставки диагноза в 1970 - 1978 г.г. такого учреждения, как ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" не существовало, а был Республиканский психоневрологический диспансер. Считал, что не подлежат обжалованию заключения судебно-психиатрических экспертиз, составленные на основании определения или постановления суда, следователя, органа дознания при расследовании и рассмотрении уголовных и гражданских дел; истец не предоставил доказательств тому, что поставленным диагнозом и проведенным лечением в 1970-1978 г.г., ему причинен вред здоровью, в связи с чем не подлежит взысканию компенсация морального вреда; на момент постановки диагноза в 1970 и 1978 г.г. законодательство не предусматривало возможности компенсации морального вреда. Удовлетворяя исковые требования истца в основу судебного решения, как доказательство суд принял заключение судебно-психиатрической комиссии экспертов Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского" от 06 декабря 2011 г. N "данные изъяты", полагал, что вышеуказанное заключение было произведено в рамках гражданского дела N "данные изъяты" по иску прокурора Лямбирского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Биккинину И.Д. о прекращении действия права на управление транспортным средством, производство по которому было прекращено в связи с отказом истца от заявленных требований, таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении вышеуказанного дела оценки доказательствам не давал, следовательно, данное заключение нельзя взять за основу при рассмотрении настоящего гражданского дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Биккинин И.Д. просил оспариваемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" Чернушкина Е.П. и Кочеткова Т.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали, Биккинин И.Д. и его представитель Макарова Ф.Ю. относительно апелляционной жалобы возразили.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений поданных на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, а именно из истории болезни N "данные изъяты", в период с 14 августа по 07 октября 1970 г. истец проходил стационарное лечение в Республиканской психиатрической больнице Министерства здравоохранения МАССР, где ему был поставлен диагноз " "данные изъяты"".
Согласно истории болезни N "данные изъяты" в период с 10 мая по 11 июля 1978 г. истец проходил обследование в Республиканской психиатрической больнице Министерства здравоохранения МАССР для решения вопроса о годности к военной службе, где ему был поставлен диагноз " "данные изъяты"".
Из медицинской карты N "данные изъяты" стационарного больного следует, что в период с 18 июля по 17 августа 2011 г. Биккинин И.Д. проходил стационарную судебно-психиатрическую экспертизу в Государственном учреждении здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница", согласно которой поставлен диагноз " "данные изъяты"" (заключение экспертов от 17 августа 2011 г. N "данные изъяты").
Письмом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканский психоневрологический диспансер" N "данные изъяты" от 26 января 2015 г. сообщено, что истец находился на диспансерном наблюдении с 1970 г. по 3 февраля 2012 г.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований о признании диагноза " "данные изъяты"", диагноза " "данные изъяты"" и диагноза " "данные изъяты"" незаконными, суд первой инстанции основывал свои выводы на заключении судебно-психиатрической комиссии экспертов Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского" от 06 декабря 2011 г. N "данные изъяты", согласно которому Биккинин И.Д. каким-либо психическим заболеванием не страдает и не страдал в период постановки на диспансерный учёт в 1970 г.
В тоже время районный суд не принял во внимание установленные законодательством сроки для обращения в суд с данными требованиями.
В силу положений пункта 1 статьи 47 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы по выбору лица, приносящего жалобу, непосредственно в суд, а также в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или прокурору.
В соответствии с частью 1 статьи 48 названного Закона жалобы на действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, рассматриваются судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящей статьей.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд первой инстанции, принимая решение о признании незаконными диагноза " "данные изъяты"", поставленного врачом Республиканской психиатрической больницы Министерства здравоохранения МАССР 7 октября 1970 г., и диагноза " "данные изъяты"", поставленного врачом Республиканской психиатрической больницы Министерства здравоохранения МАССР 11 июля 1978 г. не учёл, что Биккининым И.Д. пропущен срок исковой давности при обращении с указанными требованиями, поскольку о наличии диагнозов ему было известно начиная с 1970 г.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения вышепоименованных исковых требований не имеется, в удовлетворении данной части требований истцу следует отказать.
Учитывая, что в рассматриваемом споре требование о компенсации морального вреда взаимосвязано с требованием об оспаривании медицинского диагноза, в отношении которого законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, то на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Поскольку исковые требования о взыскании компенсации морального вреда являются производными от требований о признании незаконными диагнозов " "данные изъяты"" и " "данные изъяты"", они также не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока исковой давности.
В соответствии с абзацем вторым статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что обжалуемое истцом заключение экспертов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" от 17 августа 2011 г. N "данные изъяты" было принято в рамках производства по гражданскому делу по иску прокурора Лямбирского района Республики Мордовия о прекращении действия права на управление транспортным средством Биккининым И.Д.
Данное заключение являлось доказательством при рассмотрении вышеназванного другого дела. Истец вправе был оспорить данное заключение экспертов при рассмотрении иска, в рамках которого была назначена экспертиза, а в случае несогласия с процедурой проведенной судебной экспертизы ходатайствовать об исключении результатов экспертизы из числа доказательств по делу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку заключение экспертов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" от 17 августа 2011 г. N "данные изъяты" является доказательством по другому делу, данный документ не может быть предметом рассмотрения по настоящему делу, а потому у судьи первой инстанции отсутствовали законные основания для принятия искового заявления к производству суда.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 апреля 2001 г. N97-О Оценка законности и обоснованности решения следователя о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы, а также допустимости и достоверности экспертного заключения непосредственно связана с существом вопросов, подлежащих разрешению судом в ходе судебного разбирательства, в частности с вопросом об относимости и достаточности доказательств, используемых для обоснования вывода о виновности или невиновности подсудимого в инкриминируемом ему преступлении. В связи с этим, в силу изложенной правовой позиции, интересы граждан, затронутые решением о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы и ее проведением, могут быть обеспечены правовой защитой в ходе дальнейшего производства по уголовному делу, в том числе в процессе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным диагноза " "данные изъяты"", поставленного комиссией экспертов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" в заключении от 17 августа 2011 г. N "данные изъяты" Биккинину Иреку Дамировичу "данные изъяты" года рождения подлежит отмене, а производство по делу в этой части - прекращению.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Мордовская республиканская психиатрическая больница" заслуживают внимания.
В силу части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том числе, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применении норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 12 февраля 2015 г. в части признания незаконными диагноза " "данные изъяты"", поставленного 07 октября 1970 г. врачом Республиканской психиатрической больницы Министерства здравоохранения МАССР, и диагноза " "данные изъяты"", поставленного 11 июля 1978 г. врачом Республиканской психиатрической больницы Министерства здравоохранения МАССР Биккинину Иреку Дамировичу "данные изъяты" года рождения, и взыскании компенсации морального вреда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении этих требований Биккинину Иреку Дамировичу отказать.
Решение суда в части признания незаконным диагноза " "данные изъяты"", поставленного комиссией экспертов государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия " Мордовская республиканская психиатрическая больница" в заключении от 17 августа 2011 г. N "данные изъяты" Биккинину Иреку Дамировичу "данные изъяты" года рождения отменить, производство по делу в этой части прекратить.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи В.А. Ганченкова
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.