СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.
судей Машкиной И.М., Соболева В.М.
при секретаре Нечаевой Л.И.
рассмотрев в судебном заседании 14 мая 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе К.Х.Н. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 февраля 2015 года, по которому в удовлетворении заявления К.Х.Н. об обязании Управления Федеральной миграционной службы России по ... внести изменения в миграционную карту, продлить регистрацию, отказано.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., выслушав объяснения представителя УФМС по ... Я.Н.Н.., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
К.Х.Н. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что является гражданином ... , проживает на территории Российской Федерации с "Дата обезличена" вместе с гражданской РФ Б.А.А. и ее несовершеннолетней дочерью Б. В январе "Дата обезличена" из автомобиля была украдена сумка с личными вещами, в том числе паспорт заявителя. По данному факту полицией г. ... возбуждено уголовное дело. Для получения нового паспорта обратился в Посольство Республики ... в г.Москве, "Дата обезличена" паспорт был им получен. До истечения срока временного пребывания "Дата обезличена" устно обращался в ОУФМС в г. ... с заявлением о продлении регистрации, в чем ему было устно отказано по причине отсутствия паспорта. В "Дата обезличена" при обращениях заявителя в ОУФМС г. ... "Дата обезличена") по поводу продления регистрации вновь ему отказано. Сотрудники УФМС отказываются вносить данные нового паспорта в миграционную карту, полагая, что он должен выехать за пределы РФ, а затем вновь вернуться, то есть пересечь границу, что затруднительно, в том числе по материальным соображениям. Заявитель просит обязать сотрудников ОУФМС внести изменения о его новом паспорте в миграционную карту и выдать новую миграционную карту, продлить его регистрацию без выезда за пределы Российской Федерации.
В судебном заседании К.Х.Н. на заявленных требованиях настаивал.
Представитель УФМС РФ по ... полагал заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе К.Х.Н. просит решение суда отменить, считая его незаконным.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие тех лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о дне и месте проведения судебного заседания и не явились в суд.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что гражданин Республики ... К.Х.Н. прибыл в Российскую Федерацию "Дата обезличена", срок временного пребывания установлен до "Дата обезличена"
При пересечении границы К.Х.Н. выдана миграционная карта серии "Номер обезличен", в которую внесены сведения о паспорте заявителя - N "Номер обезличен"
В связи с утратой паспорта N "Номер обезличен", выданного "Дата обезличена". МЮ Республики ... , К.Х.Н. "Дата обезличена" получен новый национальный паспорт гражданина Республики ... N "Номер обезличен", выданный "Номер обезличен" МВД Республики ...
"Дата обезличена". между ООО " ... " (Заказчик) и К.Х.Н. (Исполнитель) заключен договор на оказание услуг, согласно которому исполнитель обязался по заданию Заказчика оказывать услуги по изучению потенциальных возможностей рынка г. ... , по продвижению продукции Заказчика, осведомленности о ней и покупательских привычках потребителей, а Заказчик обязался оплачивать указанные услуги. Срок действия договора определен сторонами до "Дата обезличена"., а в части ответственности и платежных обязательств до полного их исполнения. Также предусмотрено, что в случае, если ни одна из сторон не заявит о расторжении договора, он считается продленным на тот же срок на тех же условиях, но не более 5 лет.
К.Х.Н ... также заключался трудовой договор N "Номер обезличен" от "Дата обезличена". с ИП К.В,В,. с испытательным сроком на ... месяца.
"Дата обезличена" К.Х.Н. обратился в ОУФМС г. ... с письменным заявлением с просьбой продлить его регистрацию (миграционная карта N "Номер обезличен") на основании бессрочного трудового договора N "Номер обезличен" от "Дата обезличена".
Письмом от "Дата обезличена" за исх. "Номер обезличен" заявителю сообщено, что в настоящее время он находится на территории Российской Федерации с нарушением срока пребывания, предусмотренного п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002г. N115-ФЗ.
"Дата обезличена" начальником УФМС России по ... в адрес К.Х.Н. дан письменный ответ, в котором разъяснено, что К.Х.Н. въехал на территорию РФ "Дата обезличена" для осуществления трудовой деятельности, срок его пребывания не может превышать один год с момента пересечения границы и истек "Дата обезличена". С этого момента К.Х.Н. находится на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания. Данный факт подтверждается постановлением по административному делу от "Дата обезличена". При изложенных обстоятельствах какое-либо продление регистрации на территории Российской Федерации без выезда за ее пределы невозможно. В связи с изложенным К.Х.Н. предложено в кратчайшие сроки покинуть территорию РФ.
Постановлением ... городского суда от "Дата обезличена", вступившим в законную силу, К.Х.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа без административного выдворения за пределы РФ. Судом в ходе рассмотрения административного дела установлено, что срок пребывания К.Х.Н. на территории Российской Федерации истек "Дата обезличена", по истечении срока пребывания К.Х.Н. территорию Российской Федерации не покинул. Суд также проанализировал и отклонил ссылку К.Х.Н. на наличие договорных правоотношений. Как следует из материалов административного дела, "Дата обезличена". судом в связи с неуплатой К.Х.Н. административного штрафа постановление было направлено в ОСП по г. ... для принятия мер по принудительному исполнению.
После "Дата обезличена" срок пребывания К.Х.Н. на территории Российской Федерации в установленном порядке не продлен.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что правовые основания удовлетворения заявленных требований отсутствуют, заявителем каких-либо бесспорных доказательств, свидетельствующих о нарушении действиями сотрудников органа миграционной службы его прав и законных интересов, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласится с данным выводом.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N115-ФЗ):
миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Статьей 5 Закон N115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N115-ФЗ, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Исключением из указанного требования законом предусмотрены случаи, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона N115-ФЗ, решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
До 01.01.2015 действовала редакция ч. 5 ст. 5 Закона N115-ФЗ, в силу которой срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию (ч. 5 ст. 5 Закона N115-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2015г.).
Правила использования миграционных карт регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004г. N413.
Миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации. Текст бланка миграционной карты дублируется на английском языке (п. 2 в редакции постановления Правительства РФ от 06.05.2006г. N271).
Бланки миграционной карты выдаются иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию бесплатно должностными лицами органов иммиграционного (пограничного) контроля либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию (п. 3).
Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию обязан получить и заполнить бланк миграционной карты по форме согласно приложению (п. 4). Иностранный гражданин предъявляет миграционную карту при въезде в Российскую Федерацию в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации должностному лицу органа пограничного контроля, которое при соответствии сведений, внесенных в миграционную карту, сведениям, содержащимся в его визе и документе, удостоверяющем личность, проставляет в миграционной карте отметку о въезде в Российскую Федерацию (п. 7).
В силу статьи 1 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан, заключенного в городе Минске 30 ноября 2000 года (далее - Международное соглашение), граждане государств Сторон независимо от места проживания, имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств Сторон без виз по одному из действительных документов, указанных в Приложениях 1, 2, 3, 4 и 5 к данному Международному соглашению.
В соответствии со ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, заключенного Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации, в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010г., срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем.
Согласно Информации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.09.2013 г. "О разъяснении гражданам Республики Казахстан, трудящимся в Российской Федерации, порядка продления срока пребывания в РФ", в случае если трудовой или гражданско-правовой договор заключен на неопределенный срок, то срок временного пребывания гражданина Республики Казахстан, исчисляемый со дня въезда в Российскую Федерацию, продлевается ежегодно. При этом гражданину необходимо предоставить документы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований о продлении срока временного пребывания, суд верно исходил из того, что на момент обращения К.Х.Н. "Дата обезличена" в ОУФМС г. ... с письменным заявлением по данному вопросу уже истек срок пребывания К.Х.Н ... на территории Российской Федерации, установленный в миграционной карте при въезде в Российскую Федерацию и до истечения указанной даты решение уполномоченным органом о продлении срока временного пребывания в связи с действием трудового договора не принималось.
Также суд правомерно признал не основанными на законе требования заявителя об обязании внести изменения в миграционную карту, выданную ему при пересечении границы РФ и включить в нее сведения о новом паспорте.
Анализ вышеприведенных норм законодательства свидетельствует о том, что миграционная карта серии "Номер обезличен", выданная заявителю при пересечении границы РФ в "Дата обезличена"., подтверждала законность его пребывания на территории РФ только до "Дата обезличена", так как виза либо миграционная карта по истечении срока их действия не могут считаться документами, подтверждающими законность пребывания иностранного гражданина на территории России. С учетом этого, суд верно указал, что в настоящее время миграционная карта для заявителя никаких правовых последствий не порождает, так как является фактически не действующим документом, поэтому оснований для внесения в него каких-либо изменений не имеется.
Поскольку миграционная карта выдается должностными лицами органов иммиграционного (пограничного) контроля либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию иностранному гражданину при въезде в Российскую Федерацию для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации, то требования Кубаева Х.Н. о возложении обязанности на органа миграционной службы выдать ему новую миграционную карту противоречат вышеперечисленным нормативным актам, в связи с чем, правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель до истечения срока временно пребывания устно обращался в миграционную службу, не влечет отмену судебного решения. Из поданного в суд заявления, а также объяснений заявителя следует, что "Дата обезличена" он обратился устно в миграционную службу с вопросом о продлении срока временного пребывания, однако ему было отказано ввиду отсутствия паспорта, который им получен несвоевременно по вине миграционного органа. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" следует, что помимо указанного в части 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, пунктом 4 статьи 7 и пунктом 7 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О вынужденных переселенцах"). Согласно пункту 4 статьи 7 и пунктом 7 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" решение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание может быть обжаловано данным иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином уведомления о принятии соответствующего решения. Вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков обсуждается независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Вместе с тем, как установлено материалами дела указанные выше действия должностных лиц в установленном законом порядке не обжаловались своевременно заявителем и на момент обращения в суд с настоящим заявлением - "Дата обезличена" срок обращения в суд пропущен. С учетом изложенного, установленным является факт того, что до "Дата обезличена" срок пребывания К.Х.Н. на территории Российской Федерации в установленном порядке не продлен. Кроме того, постановлением ... городского суда от "Дата обезличена". К.Х.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение срока пребывания на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 61 ГПК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003г. N23 "О судебном решении" вступившее в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении настоящего дела имеет преюдициальное значение.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие действующего гражданско-правового договора не принимается во внимание судебной коллегией в качестве основания к отмене судебного решения. На момент обращения К.Х.Н ... "Дата обезличена" в ОУФМС г. ... с заявлением о продлении срока временного пребывания имелась лишь ссылка на трудовой договор N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" заключенный им с ИП К.В.В. Однако указанный договор имеет только указание на дату начала работы - "Дата обезличена". (п. 2), а также ссылку на то, что Работник принят с испытательным сроком продолжительностью 2 месяца (п. 4). Доказательства того, что после окончания срока испытания с К.Х.Н. был заключен трудовой договор на какой-либо срок или неопределенный срок, не представлены суду первой инстанции в соответствии со ст. 56 ГПК РФ. Представленный суду первой инстанции К.Х.Н. гражданско-правовой договор от "Дата обезличена", заключенный между ООО " ... " и К.Х.Н. также не свидетельствует о неправильности оспариваемого судебного акта. Из анализа выше приведенного законодательства, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, следует, что до истечения годичного срока пребывания на территории Российской Федерации, исчисляемого со дня въезда в Российскую Федерацию гражданин Казахстана, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, имеет право на продление срока временного пребывания в Российской Федерации при заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) на период его действия. Как видно из материалов дела, указанный гражданско-правовой договор заключен на срок до "Дата обезличена" а в части ответственности и платежных обязательств до полного их исполнения, то есть на момент обращения К.Х.Н. "Дата обезличена" в ОУФМС г ... был действующим. Вместе с тем, до истечения годичного срока пребывания на территории Российской Федерации, исчисляемого со дня въезда в Российскую Федерацию, К.Х.Н ... с письменным заявлением и предоставлением данного договора для решения вопроса о продлении срока пребывания не обращался в ОУФМС г. ...
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении заявления и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 17 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Х.Н ... - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.