СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.
судей Жуковской С.В. и Машкиной И.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 28 мая 2015 года
дело по апелляционной жалобе Князева Ю.А. на решение Сыктывкарского городского суда от 12 февраля 2015 года, по которому заявление Князева Ю.А. о признании незаконными действия членов УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара по воспрепятствованию наблюдению за проведением подсчета голосов избирателей подведения итогов голосования по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014 на избирательном участке "Номер обезличен" г.Сыктывкара; признании незаконными действия членов УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара по нарушению порядка установления итогов голосования по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014; признании незаконным невнесение на копии протокола УИК "Номер обезличен" об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014, выдававшиеся заявителю, записи: "Верно" или "Копия верна"; признании незаконным внесение исправлений с 9 часов 35 минут на 21 час 35 минут во время подписания протокола УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014; отмене решения УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми, проводившиеся 14.09.2014, внесенное в протокол Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара; признании недействительным протокол УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми 14 сентября 2014г. (экземпляр N 1); признании ненадлежащими выданные заявителю копии протокола УИК "Номер обезличен" об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014; обязании провести повторный подсчет голосов избирателей по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014 на избирательном участке "Номер обезличен" г.Сыктывкара, составить новый протокол об итогах голосования и выдать заявителю его копию оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения Князева Ю.А., представителей Избирательной комиссии Республики Коми Тимофеевой Т.В. и Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара Воронина А.А., заключение прокурора Шевелевой М.Г.полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Князев Ю.А. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав и признании действий членов УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара по воспрепятствованию наблюдению за проведением подсчета голосов избирателей на избирательном участке "Номер обезличен" г.Сыктывкара: отмене решений УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми, проводившихся 14.09.2014, внесенное в протокол Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара; признании незаконным внесение изменений в протокол УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми, проводившихся 14.09.2014; признании недействительным протокола ТИК г.Сыктывкара об итогах голосования по выборам голосования по выборам Главы Республики Коми, проводившихся 14.09.2014; обязании УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара провести повторный подсчет голосов избирателей на избирательном участке "Номер обезличен" г.Сыктывкара; обязании УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара составить новый протокол об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми, проводившихся 14.09.2014.
В обоснование заявления указал, что при подведении итогов голосования на выборах Главы Республики Коми на избирательном участке "Номер обезличен" г.Сыктывкара имели место нарушения федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей и установить реальное соотношение политических предпочтений граждан, нарушают свободу выборов и право избирать и быть выбранными. А именно, наблюдателям, присутствовавшим в УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара при подсчете бюллетеней и голосов не был обеспечен полный обзор действий членов УИК. Члены УИК, окружив со всех сторон столы с извлеченными из избирательных ящиков бюллетенями, закрывали обзор для наблюдения за сортировкой бюллетеней, их подсчетом и упаковкой в конверты. Наблюдателям, присутствовавшим при закрытом от их глаз подсчете голосов, не было предоставлено ни одного бюллетеня для визуального контроля. Наблюдатели не видели ни одной отметки избирателей ни в одном бюллетене. Данные незаконные действия производились несмотря на многократные замечания наблюдателей о нарушении их прав. При этом членами УИК одновременно (наперебой) оглашалось содержание двух и более бюллетеней. В присутствии наблюдателей по окончании сортировки (и до выдачи наблюдателям копий протоколов УИК) участковая комиссия не обсуждала и не решала вопрос о недействительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования. Сам подсчет бюллетеней производился из разных пачек, сортировавшихся разными членами УИК. Наблюдателям не предоставили возможности визуально ознакомиться с рассортированными бюллетенями. Упаковка в мешки рассортированных бюллетеней осуществлялась не в присутствии наблюдателей, которым не предоставили возможность поставить на мешках свои подписи. До подписания протокола УИК об итогах голосования и до выдачи копий протокола наблюдателям участковая комиссия не провела итоговое заседание, на котором в том числе должны были быть рассмотрены жалобы наблюдателей, приняты и оформлены соответствующие решения. При таких обстоятельствах итоги голосования на избирательном участке "Номер обезличен" г.Сыктывкара и протокол УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара об итогах голосования не могут быть признаны недействительными, а равным образом не могут быть признаны действительными итоги голосования по г.Сыктывкару и протокол ТИК г.Сыктывкара.
15.12.2014 Князев Ю.А. уточнил требования, представив заявление, в котором просил признать незаконными действия членов УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара по воспрепятствованию наблюдению за проведением подсчета голосов избирателей подведения итогов голосования по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014 на избирательном участке "Номер обезличен" г.Сыктывкара; признать незаконными действия членов УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара по нарушению порядка установления итогов голосования по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014; признать незаконным невнесение на копии протокола УИК "Номер обезличен" об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014, выдававшиеся заявителю, записи: "Верно" или "Копия верна"; признании незаконным внесение исправлений с 9 часов 35 минут на 21 час 35 минут во время подписания протокола УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014; отменить решения УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми, проводившиеся 14.09.2014, внесенное в протокол Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара; признать недействительным протокол УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014 (экземпляр N 1); признать недействительным протокол Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара об итогах голосования по выборам голосования Главы Республики Коми 14.09.2014; признать ненадлежащими выданные заявителю копии протокола УИК "Номер обезличен" об итогах голосования по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014; обязать УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара провести повторный подсчет голосов избирателей по выборам Главы Республики Коми 14.09.2014 на избирательном участке "Номер обезличен" г.Сыктывкара, составить новый протокол об итогах голосования и выдать заявителю его копию.
Определением суда от 29.10.2014 в качестве заинтересованных лиц были привлечены Избирательная комиссия Республики Коми, Андреев А.А., Брагин М.А., Величко И.Н., Вологин Е.А., Гайзер В.М.
Определением суда от 12.02.2015 производство по делу по заявлению Князева Ю.А. о признании недействительным протокол Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара об итогах голосования по выборам голосования Главы Республики Коми 14.09.2014 прекращено.
Князев Ю.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что просит отменить решение УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара об итогах голосования на основании подпунктов "б", "в" и "д" пункта 1.2 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Представитель Территориальной избирательной комиссии г.Сыктывкара (далее - ТИК г.Сыктывкара) в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, поддержав доводы, изложенные в отзыве.
Представитель УИК "Номер обезличен" г.Сыктывкара не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял.
Представитель Избирательной комиссии РК в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления.
Андреев А.А., Брагин М.А., Величко И.Н., Вологин Е.А., Гайзер В.М. в судебное заседание не явились, представив заявление, в котором заявили о рассмотрении дела в их отсутствии, с итогами выборов Главы РК 14 сентября 2014г. на избирательной участке "Номер обезличен" г.Сыктывкара согласны, жалоб на нарушение избирательного законодательства на данном избирательном участке не имеют.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Князев Ю.А. с решением суда не согласен и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы процессуального и материального права, не согласен с оценкой доказательств судом.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
По делу установлено, что Постановлением Государственного Совета Республики Коми "Номер обезличен" от 11 июня 2014г. были назначены выборы Главы Республики Коми на 14.09.2014.
На основании постановления ТИК г.Сыктывкара "Номер обезличен" от 15.04.2013 были сформированы участковые комиссии избирательных участков г.Сыктывкара, в том числе, участковой избирательной комиссии "Номер обезличен" г.Сыктывкара в количестве 10 человек с правом решающего голоса.
Кандидатами в депутаты являлись Андреев А.А., Брагин М.А., Величко И.Н., Вологин Е.А. и Гайзер В.М.
Князев Ю.А. на избирательном участке "Номер обезличен" г.Сыктывкара являлся наблюдателем от кандидата на должность Главы Республики Коми Андреева А.А., что подтверждается направлением от 08.09.2014.
По результатам голосования участковой избирательной комиссией "Номер обезличен" г.Сыктывкара был составлен протокол об итогах голосования на избирательном участке N 45, который подписан всеми членами комиссии с правом решающего голоса. Согласно данному протоколу в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб и заявлений от избирателей в участковую избирательную комиссию избирательного участка "Номер обезличен" не поступало. Согласно протоколу участковой избирательной комиссии по итогам голосования избирательного участка "Номер обезличен" число действительных бюллетеней ... шт.: за Андреева А.А. проголосовало - ... избиратель, за Брагина М.А. - ... избирателей, за Величко И.Н. - ... избирателей, за Вологина Е.А. - ... избирателя, за Гайзера В.М. - ... избирателей.
Наблюдателем Князевым Ю.А. после подведения итогов голосования были поданы в участковую избирательную комиссию две жалобы, которые были рассмотрены без участия заявителя.
Решением комиссии "Номер обезличен" от 14.09.2014 жалоба Князева Ю.А. признана необоснованной, поскольку подсчет бюллетеней происходил в соответствии со схемой N 2, принятой всеми членами УИК "Номер обезличен" Непосредственный подсчет голосов избирателей производился всеми членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, обзор действий членов УИК при подсчете голосов наблюдателям был обеспечен, волеизъявление избирателей оглашалось вслух. Кроме того указано, что время, указанное в жалобе неправильное, т.к. протокол был уже подписан всеми членами УИК, время жалобы не соответствует действительности.
Решением комиссии "Номер обезличен" от 14.09.2014, жалоба признана необоснованной, т.к. нарушения были устранены незамедлительно. Действительно, в ходе заполнения протокола были допущены перечисленные замечания. Председатель УИК - 45 Артеева А.А. указала незамедлительно устранить допущенные нарушения, что и было сделано секретарем комиссии Клименко И.Л. Нарушения исправлялись в присутствии заявителя и был выдан протокол идентичный сданному в ТИК.
Фактические обстоятельства дела установлены судом правильно и подтверждаются материалами дела.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и отмены правильного решения суда.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из положений статьи 77 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которой основанием для отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, влекущего признание их недействительными, являются только установленные судом и указанные в этой норме Закона обстоятельства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. Таких обстоятельств при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не установлено.
Вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 15.01.2002 года, когда отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
В соответствии с пунктом 1.1 названной нормы Федерального закона N 67-ФЗ после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.
Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными (п. 1.2 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ).
Основания для отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования либо о результатах соответствующих выборов приведены в п. 2 и п. 3 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 3 ст. 77 Федерального закона N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Из анализа приведенных норм закона следует, что основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального Закона от 12.06.2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума.
Разрешая заявленные требования, и, отказывая в их удовлетворении, в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для проведения повторного подсчета голосов по избирательному участку "Номер обезличен" и отмены решения избирательной комиссии, суд правильно определил имеющие значение для дела юридически значимые обстоятельства и на основании надлежащей правовой оценки, основанной на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в том числе показаний свидетелей, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, постановил законное и обоснованное решение.
Статья 68 Федерального закона от 12.06.2002. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регламентирует порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией.
Согласно пункту 29 указанной статьи по требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
В ходе рассмотрения дела установлено, что копия протокола, выданная Князеву Ю.А., была заверена секретарем УИК с указанием наименования должности выдавшего, с наличием подписи, печати УИК. Как правильно указал суд в решении, само по себе отсутствие записи "Верно" или "Копия верна" не влияет на действительность выданной заявителю копии протокола и не может служить основанием для признания его недействительным.
В соответствии с требованиями ст.69 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ не допускаются исправления в данных числовых значений строк протокола, в свою очередь препятствий для внесения изменений в формат времени положения Закона не содержат, в связи с чем, дооформление протокола путем внесения исправлений, выразившихся в изменении времени с "9 час.35 мин." на "21 час.35 мин." не свидетельствуют об искажении воли избирателей и также не может служить основанием для отмены протокола УИК "Номер обезличен".
Доводы заявителя, что из-за ограниченного обзора он не имел возможности наблюдать за действиями членов УИК при подсчете голосов избирателей и подведении итогов голосования опровергаются показаниями свидетелей, допрошенными судом в ходе рассмотрения дела, не доверять которым нет оснований.
Из пояснений свидетелей следует, что в день проведения выборов наблюдатели находились непосредственно в помещении избирательного участка на расстоянии не более полутора метров от стола, на котором происходила работа членов УИК с бюллетенями, им был обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии, который поднимали бюллетени, озвучивали фамилию кандидата и передавали бюллетень тому члену комиссии, который осуществлял подсчет голосов избирателей за кандидата согласно решения участковой избирательной комиссии "Номер обезличен" от 14.09.2014. При этом каких-либо жалоб от наблюдателей именно при подсчете голосов в части отсутствия обозримости содержащихся в бюллетенях отметок избирателей не поступало. Отметки в бюллетенях за того или иного кандидата оглашались и каждый бюллетень членом комиссии демонстрировался присутствующим. При этом отметки в бюллетенях оглашались поочередно разными членами УИК.
Таким образом, нарушений в работе участковой избирательной комиссии "Номер обезличен" г.Сыктывкара, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей по делу не установлено.
Исходя из положений п.10 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ наблюдатель вправе обращаться в суд за защитой только своих прав, в данном случае, установленных ч.9 ст.30 Закона, а не по поводу любых нарушений.
Нарушений прав заявителя Князева Ю.А. как наблюдателя при проведении выборов Главы Республики Коми 14.09.2014 по делу не установлено. Кандидат на пост Главы Республики Коми Андреев А.А., наблюдателем от которого являлся Князева Ю.А. итоги голосования на избирательном участке "Номер обезличен" г.Сыктывкара не оспаривает.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Необоснованность иных доводов, изложенных в апелляционной жалобе заявителя, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в апелляционном определении обстоятельств и выводов, подтверждающих законность решения.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда от 12 февраля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Князева Ю.А. -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.