Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Бзегежевой Н.Ш.
судей: Мамия М.Р. и Сиюхова А.Р.
при секретаре - Химишевой З.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования "Город Майкоп" на решение Майкопского городского суда от 17.03.2015 года, которым постановлено:
- исковые требования ФИО4 к администрации муниципального образования "Город Майкоп" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Майкоп" предоставить ФИО4, составом семьи 4 человека, жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 87 кв. метров.
Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., объяснения представителя ответчика администрации МО "Город Майкоп" по доверенности Жинжаровой М.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя истца ФИО4 - Бабкина С.В., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации МО "Город Майкоп" о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование исковых требований указала, что ее сын, ФИО1, 12.01.2006 г.р., является инвалидом детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире, что дает ему право на внеочередное обеспечение жилым помещением и право на дополнительную жилую площадь. С 18.12.2014 года она составом семьи четыре человека принята на учет в АМО " "адрес"" в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как малоимущая и как имеющая ребёнка - инвалида. Просила обязать администрацию муниципального образования "Город Майкоп" предоставить ФИО4, на состав семьи четыре человека, в жилищном фонде муниципального образования жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 87 квадратных метров (с учетом права на дополнительную общую площадь в размере 15 квадратных метров).
В судебном заседании представитель истца поддержал требования в полном объеме.
Представитель ответчика возражала против заявленных требований.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, считая его вынесенным незаконно, при неправильном применении и толковании норм материального права. Кроме того, ответчик полагает, что суд не учел то обстоятельство, что предоставление денежных средств на приобретение жилья инвалидам являются расходными обязательствами Российской федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года, как следует из части 2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Между тем согласно части 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1, 12.01.2006 г.р., является ребенком - инвалидом, что усматривается из справки серии МСЭ-2011 N 4011025, выданной 03.04.2014 г. бюро N5 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Адыгея. Из заключения ВК N 434 от 04.06.2014 года видно, что ФИО1 состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РА АРКПНД. Заболевание, которым страдает ФИО1, предоставляет ему право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилого помещения, как гражданин, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний. Основанием возникновения таких прав является Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь", а также Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Распоряжением администрации МО "Город Майкоп" от 12.01.2015 г. N 50-р "О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и Выпиской из протокола N 32 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО "Город Майкоп" от 24.12.2014 года подтверждается, что с 18.12.2014 г. ФИО4, составом семьи 4 человека, в число которых входят она, ее муж ФИО2 и сыновья: ФИО1 и ФИО3, состоит на учете в администрации МО "Город Майкоп" в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как малоимущая и как семья, имеющая в составе ребенка - инвалида. ФИО4 составом семьи 4 человека, включена в общий список, а также в список малоимущих граждан, в список инвалидов и семей, имеющих в детей - инвалидов и в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное получение жилого помещения.
Учитывая, что ФИО4 составом семьи 4 человека, в число которых входят она, муж ФИО2 и сыновья: ФИО1 и ФИО3, поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения после 01.01.2005 года, то соответственно истец должна обеспечиваться жилой площадью в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Судом установлено, что заболевание, которым страдает ФИО1 включено в указанный выше перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Факт постановки ФИО4 на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Совета народных депутатов МО "Город Майкоп" от 06.05.2005г. N 618 установлены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в размерах - от 15 кв. метров до 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, при численности семьи, состоящей из трех и более человек.
Согласно постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153, в случаях, установленных законодательством РФ, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м.
При таких обстоятельствах суд на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений вышеприведенных норм права, пришел к правильному выводу о наличии у ФИО1 в соответствии со статьей 52 и с пунктом 2 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку он страдает хронической формой заболевания, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Таким образом, с учетом права ФИО1на дополнительную жилую площадь, а также учитывая, что ФИО4 состоит на жилищном учете составом семьи 4 человека, судом обоснованно установлено, что истец имеет право на предоставление вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее 87 кв.м. ((18 кв.м. х 4 чел.) + 15 кв. м.).
Доводы жалобы об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий на обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями, являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции постановлено судом при правильном применении материального права и без нарушения норм процессуального закона, является законным, обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда от 17.03.2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования "Город Майкоп" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Ш. Бзегежева
Судьи: М.Р. Мамий
А.Р. Сиюхов
Председательствующий - Бзегежева Н.Ш.
Судьи: Мамий М.Р. и Сиюхов А.Р.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Н.Ш. Бзегежева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.