Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей Мелехиной Т.И., Мироненко М.И.,
при секретаре Тавлиной Л.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску (ФИО)1 к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" (далее также КУ ХМАО ? Югры "Центр социальных выплат") о признании права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе истца (ФИО)1 на решение Ханты-Мансийского районного суда от 09 февраля 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., объяснения истца (ФИО)1, его представителя адвоката Шабалина А.В., поддержавших доводы апелляционной инстанции и уточнившего, что к своей семье истец относит Плешковых- дочь, зятя и внучку, представителя заинтересованного лица КУ ХМАО ? Югры "Центр социальных выплат" по доверенности Хонинова И.В., поддержавшего письменные возражения на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратился в суд с иском к КУ ХМАО ? Югры "Центр социальных выплат" о признании права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С учетом увеличения требований, просил суд признать его не извещенным о приостановлении выплат компенсации коммунальных услуг с (дата)., признать за ним право на получение компенсации коммунальных услуг за период с (дата). включительно, и право на получение 50 % компенсации коммунальных услуг на проживающих совместно с ним членов семьи за период времени с (дата).
Требования мотивировал тем, что имеет статус инвалида войны как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. В связи с переездом на постоянное место жительства в г. Ханты-Мансийск с (дата) года получал компенсацию оплаты жилищно- коммунальных услуг в размере 50%. С (дата) г. в связи с наличием задолженности по внесению платы за жилое помещение выплата компенсации истцу была приостановлена, а с (дата) г. ? прекращена. Письменного уведомления о задолженности и приостановлении выплаты не получал, о прекращении выплат узнал в (дата). после обращения к ответчику с заявлением о разъяснении порядка начисления и выплаты причитающейся компенсации. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг погасил в (дата) года, и с (дата). компенсация вновь была назначена, однако за период с (дата) выплаты не произведены. Ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанность по его информированию о наличии задолженности и приостановлении выплаты компенсации, что повлекло за собой ограничение его прав на получение мер социальной поддержки. Предоставляемая ему компенсация подлежит расчету на состав семьи из четырех человек.
Возражая против заявленных требований, директор КУ ХМАО ? Югры "Центр социальных выплат" Чен Л.И. указала, что (дата) истцу была приостановлена выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с образовавшейся задолженностью более двух месяцев, о чем ему направлено уведомление (дата). N (номер). Решением от (дата). (номер) выплаты прекращены с (дата). в связи с отсутствием подтверждения в течение шести месяцев сведений о полном погашении истцом образовавшейся задолженности, которое также было направлено истцу. Указала, что неполучение уведомлений и незнание действующего законодательства не является основанием для его неисполнения.
В судебном заседании истец (ФИО)1 и его представитель адвокат Шабалин А.В. требования иска поддержали.
Представитель ответчика КУ ХМАО ? Югры "Центр социальных выплат" по доверенности Хонинов И.В. иск не признал. Истцу направлялось письменное уведомление о приостановлении социальной выплаты в связи с наличием задолженности. Согласно утвержденному порядку, личное получение истцом указанного уведомления не является необходимым условием для принятия решения о приостановлении либо о прекращении выплаты компенсации, поскольку таким основанием в силу правил ст. 160 Жилищного кодекса РФ является наличие задолженности. Перечисленные истцом (ФИО)7, (ФИО)8 и (ФИО)9 не являются членами семьи (ФИО)1 по смыслу жилищного законодательства, поскольку все они вселены в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности третьим лицам, а потому при расчете суммы компенсации учету не подлежат.
Представитель третьего лица департамента социального развития ХМАО ? Югры в судебное заседание не явился.
Ханты-Мансийский районный суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе (ФИО)1 с ним не согласился, просит решение суда отменить в связи с существенным нарушением норм материального права и удовлетворить его требования. По его мнению, не применен закон "О ветеранах" в части определения лиц, имеющих право на компенсацию. Не согласился с выводом суда о том, что Порядком предоставления компенсаций не предусмотрен избранный истцом способ защиты своего права, как признание не извещенным о приостановлении выплат. Настаивает на том, что он должен был быть извещен о приостановлении компенсации в связи с задолженностью, которую бы он незамедлительно погасил и сохранил право на получение компенсации. Неверным полагает вывод суда о зависимости прав лиц, получающих компенсацию, от нормативно-правового акта органов государственной власти субъекта, поскольку такое право предусмотрено федеральными законами. Считает, что тот факт, что в Порядке не предусмотрены способы защиты права, гарантированные федеральным законом, что нельзя рассматривать как лишение права гражданина на такую защиту.
Возражая против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, директор КУ ХМАО ? Югры "Центр социальных выплат" Чен Л.И. опровергла мнение (ФИО)1 о неприменении судом Федерального закона "О ветеранах", пояснив, что компенсация ему предоставлялась согласно постановлению Правительства автономного округа от 30.10.2007 N 260-п "Об утверждении Временного порядка предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета", принятого во исполнение закона "О ветеранах". Согласно положениям указанного постановления компенсация производится в отсутствие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при её наличии выплаты приостанавливаются не более чем на шесть месяцев. При предоставлении в КУ ХМАО ? Югры "Центр социальных выплат" документов, подтверждающих полное погашение задолженности, выплата компенсации возобновляется. Отсутствие таких документов по истечению шести месяцев является основание для прекращения выплаты компенсации. Опровергла требование истца о признании права на получение 50% компенсации коммунальных услуг на проживающих совместно с ним членов его семьи тем, что он собственником жилого помещения не является, Плешковых в него не вселял, членом их семьи не является.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3 лица департамента социального развития Ханты- мансийского автономного округа-Югры, который надлежащим образом, телефонограммой от 18.05.2015, уведомлен о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просил, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы (ФИО)1, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Как усматривается из материалов дела, (ФИО)1 проживает в (адрес) с (дата). и зарегистрирован по месту жительства по адресу: (адрес), в двухкомнатной, благоустроенной квартире общей площадью 39,1 кв.м (л.д.14, 18).
Право собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано за (ФИО)10, (ФИО)15 (ФИО)9, (ФИО)11 в (дата) году. Лицевой счет по внесению платы за жилое помещение открыт на имя (ФИО)12 (л.д.14, 57).
(дата). Управлением социальной защиты населения по (адрес) и (адрес) приняты решения (номер) и (номер) о назначении (ФИО)1 пособия (компенсации) в размере 100% в сумме 500руб. с (дата). и 50 % - с (дата). в размере 818,13 рублей (л.д.52, 54).
Уведомлением от (дата). (номер) (ФИО)1 сообщено о приостановлении выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.08.2012г. в связи с образовавшейся задолженностью в размере 29 911,68 руб. по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги более двух месяцев (л.д.59-60).
Уведомлением от (дата) (номер) (ФИО)1 сообщено о прекращении выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с (дата) в связи с не предоставлением сведений о погашении задолженности более 6 месяцев с даты приостановления выплат (л.д.61).
Факт наличия задолженности (ФИО)1 не отрицал.
Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны установлены статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которой гражданам указанной категории предоставляется оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и оплата в размере 50% коммунальных услуг, в пределах нормативов потребления.
Статьей 23.2 названного Закона полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем Правительством автономного округа принято постановление от 30.10.2007 N 260-п "Об утверждении Временного порядка предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета" (далее - Порядок).
Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных слуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Закон не связывает правовых последствий с получением или не получением гражданином уведомления о наличии у него задолженности по оплате коммунальных расходов, поскольку обязанность их оплаты в полном объеме и своевременно возникает в силу прямого указания закона- раздела семь Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что компенсация предоставляется в денежной форме, невыполнение гражданином платежных обязательств, в отношении которых ему по законодательству положена компенсация, приводит к отсутствию у него соответствующих расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги и, следовательно, отпадает основание для выплаты компенсации таких расходов, и возникает основание для её приостановления.
Непредставление получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Центр социальных выплат сведений о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заключении соглашения о ее погашении или выполнении условий соглашения по ее погашению более шести месяцев с даты приостановления предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является основанием для прекращения предоставления компенсации таких расходов (п.2.14 Порядка).
Согласно п.2.14.1 Порядка, предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приостанавливается не более чем на шесть месяцев.
Выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возобновляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг представлены в Центр социальных выплат документы, подтверждающие полное погашение образовавшейся задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или заключенное соглашение о ее погашении (п.2.14.2 Порядка).
Одновременно п.2.14 Порядка урегулированы случаи, когда выплата компенсации расходов по оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращается, в том числе- в случае непредставление получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Центр социальных выплат сведений о погашении задолженности, заключении соглашения о её погашении или выполнения условий соглашения по её погашению более 6 месяцев с даты приостановления предоставления компенсации указанных расходов. Приведенный абзац п.2.14 введен постановлением Правительства ХМАО -Югры от 27.01.2012 N 25-п, и на момент возникновения задолженности истца являлся действующим, заинтересованными лицами в судебном порядке не оспорен.
Члены семей, проживающие совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам также вправе пользоваться льготой по оплате коммунальных услуг, возникшей на основании п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, право на которое у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года, что указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 524-О.
В настоящее время определение- кто относится к членам семьи инвалида Отечественной войны, иных приравненных к ним лиц, имеющих право на указанные льготы, в законодательстве отсутствует.
В соответствии с ч.3 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующего спорное правоотношение, суд применяет нормы, регулирующие сходные отношения- аналогию закона.
Применяя аналогию закона, а именно- статьи 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что к членам семьи как собственника, так и нанимателя жилого помещения относится его супруг, родители и дети, иные лица могут быть признаны членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения, если были вселены как таковые, живут с ним совместно, ведут общее хозяйство, при наличии спора- в судебном порядке. Следовательно, зять и внучка не могут безоговорочно, в силу закона, рассматриваться как члены семьи истца, так как не относятся к перечисленным категориям, и им самим в квартиру не вселялись.
Дочь (ФИО)1- (ФИО)7, (дата) г. рождения, вселена в квартиру в (дата) г. как член семьи своего мужа, который является сособственником и родственником других её собственников, которым эта квартира принадлежит (л.д.81). Поскольку она является совершеннолетним лицом, то к её исключительным правам как дееспособного лица принадлежит право на судебную защиту- представлять как свои интересы, так и интересы малолетней (ФИО)8 (ФИО)1 о предоставлении её интересов она не уполномочила, доверенности ему не выдала, исковое заявление вместе с ним не подавала.
Поскольку требования в части предоставления компенсации на других членов семьи заявлено лицом, которому такое право не было ими представлено, отказ в удовлетворении исковых требований в этой части является также правильным по процессуальным основаниям.
Остальные доводы апелляционной жалобы в отношении предполагаемых прав Плешковых на получение компенсаций правового значения в силу изложенного не имеют.
Апелляционная жалоба основана на неверном толковании материального права, неправильным применением процессуального права, и оснований, влекущих от мену решения суда в силу ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 09 февраля 2015 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу (ФИО)1- без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Мелехина Т.И.
Мироненко М.И
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.