Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Поповой М.Н.,
судей Слободчиковой М.Е., Токмачевой Н.И.,
при секретаре Шаровой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 02.03.2015 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Еврейской автономной области в интересах М. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району ЕАО о признании права на получение ежемесячной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом с детства I группы, с 01.08.2014 и взыскании денежных средств удовлетворить.
Признать за М. право на получение ежемесячной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом с детства I группы, с 01.08.2014.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району ЕАО произвести М. выплату ежемесячной денежной выплаты за период с 01.08.2014 по 22.01.2015 в размере " ... " рубля " ... " копеек.
Взыскать с государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району ЕАО государственную пошлину в доход местного бюджета в размере " ... " рубля " ... " копейки.
Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения представителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району ЕАО Климина С.А., представителя третьего лица - управления по опеке и попечительству ЕАО Евдокимова И.А., прокурора Витютнева К.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора ЕАО Колесников А.В. обратился в суд в интересах М. с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району ЕАО (далее по тексту ГУ УПФ по г. Биробиджану и Биробиджанскому району) о признании права на получение ежемесячной выплаты как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом с детства I группы, с 01.08.2014.
Требования мотивировал тем, что в период с 01.08.2014 по настоящее время ответчик прекратил М. выплату ежемесячной компенсации, предусмотренной Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы" в связи с получением ею вознаграждения по возмездному договору об осуществлении опеки над недееспособным гражданином.
Просил суд признать за М. право на получение указанной ежемесячной выплаты и взыскать с ответчика в её пользу задолженность по выплате за период с 01.08.2014 по 22.01.2015 в размере " ... " рубля " ... " копеек.
Определением суда от 12.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено управление по опеке и попечительству ЕАО.
В судебном заседании помощник прокурора ЕАО Ворона П.Е. требования и доводы искового заявления поддержал, пояснил, что прекращение выплаты является незаконным, поскольку основанием для её прекращения является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Исполнение М. обязанностей опекуна по возмездному договору не свидетельствует о выполнении ею трудовых обязанностей.
Истица М. требования поддержала, пояснила, что осуществляет уход за сыном-инвалидом с детства, не работает. Считает, что имеет право получать ежемесячную выплату, установленную Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы".
Представитель ответчика Климин С.А. с требованиями не согласился, пояснил, что основанием для прекращения ежемесячной выплаты является то, что истица заключила с управлением по опеке и попечительству ЕАО договор об осуществлении опеки в отношении совершеннолетнего недееспособного гражданина. По данному договору она получает вознаграждение и управление по опеке и попечительству ЕАО производит отчисления страховых выплат, что свидетельствует о выполнении М. оплачиваемой работы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы" в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы, осуществление ежемесячной выплаты прекращается.
Представитель ответчика Свириденко И.О. исковые требования не признал, поддержал доводы представителя ответчика, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - управления по опеке и попечительству ЕАО Тищенко М.Ю. требования прокурора поддержала. Пояснила, что вознаграждение, выплачиваемое истице по договору об осуществлении опеки, является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим уход за недееспособными гражданами.
Суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение.
Указал, что право на выплаты, предусмотренные Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы", имеют граждане, не получающие пенсию, пособие по безработице и не выполняющие оплачиваемую работу.
Между М. и управлением по опеке и попечительству ЕАО заключён договор от 16.01.2013 N 11 о выполнении на возмездной основе обязанностей опекуна А. " ... " года рождения, признанного инвалидом с детства I группы. На основании данного договора управление по опеке и попечительству ЕАО персонифицирует сведения в отношении истицы, уплачивает в Пенсионный фонд России страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также является налоговым агентом, осуществляющим начисление и перечисление в налоговый орган налога на доходы физических лиц, что свидетельствует о выполнении М. оплачиваемой работы.
В возражение на апелляционную жалобу старший помощник прокурора ЕАО Ворона П.Е. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Указал, что вознаграждение, выплачиваемое опекуну, является мерой социальной поддержки, поэтому истица не может являться работающим лицом и имеет право на получение ежемесячной выплаты, предусмотренной Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы".
В апелляционной инстанции представитель ответчика Климин С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, на стороне истца, управления по опеке и попечительству ЕАО Евдокимов И.А., прокурор Витютнев К.В. с доводами жалобы не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Истица М. в апелляционную инстанцию не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без её участия.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175 в целях усиления социальной защищённости отдельных категорий граждан с 01.01.2013 установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, в том числе родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) в размере 5 500 рублей.
В силу п. 2 данного Указа размер указанных выплат для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с федеральными законами от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Материалами дела подтверждается, что М. является матерью А., " ... " года рождения, признанного согласно справки серии МСЭ - 2009 N " ... " от 14.02.2011 инвалидом с детства I группы, и решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 23.03.2011- недееспособным.
Приказом управления по опеке и попечительству ЕАО от 13.05.2011 N " ... " М. назначена опекуном А.
Распоряжением ГУ - УПФ по г. Биробиджану и Биробиджанскому району ЕАО от 13.03.2013 М. с 01.01.2013 на период осуществления ухода за недееспособным А. установлена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами с детства 1 группы" в размере " ... " рублей.
Распоряжением ГУ - УПФ по г. Биробиджану и Биробиджанскому району ЕАО от 14.07.2014 " ... " осуществление ежемесячной выплаты прекращено с 01.08.2014 в соответствии с письмом Пенсионного Фонда РФ от 09.07.2014 N 2109 о приостановлении выплат.
Основанием прекращения данной выплаты стало заключение между управлением по опеке и попечительству ЕАО и М. договора " ... " от 16.01.2013 об осуществлении последней обязанностей опекуна в отношении совершеннолетнего недееспособного А., по которому она получает денежное вознаграждение в размере, установленном законом ЕАО от 27.06.2012 N 91-ОЗ "О размере и порядке выплаты вознаграждения, причитающегося опекунам совершеннолетних недееспособных граждан в ЕАО".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.05.2013 N 397, осуществление ежемесячной выплаты прекращается при выполнении лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки (ч. 1 ст. 31 ФЗ N 48-ФЗ).
Законом ЕАО "О размере и порядке выплаты вознаграждения, причитающегося опекунам совершеннолетних недееспособных граждан, в ЕАО" от 27.06.2012 N 91-ОЗ предусмотрена выплата вознаграждения опекуну совершеннолетнего недееспособного гражданина в ЕАО в размере 2 000 рублей.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что вознаграждение, получаемое М. по договору, заключённому с управлением по опеке и попечительству ЕАО, относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим уход за недееспособными гражданами. Осуществление опеки на возмездной основе на основании данного договора не является выполнением оплачиваемой работы.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
Довод жалобы о том, что М. осуществляет опеку на возмездной основе, выполняет работу на основании гражданско-правового договора, в связи с чем является работающим лицом, основан на неправильном толковании правовых норм, регулирующих спорное правоотношение.
Исходя из правового смысла Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 компенсационная выплата устанавливается неработающим трудоспособным лицам в целях частичной компенсации им заработка в указанный период, так как в течение периода осуществления такого ухода трудоспособные граждане, не имея возможности работать, остаются без источника средств к существованию.
Пунктом 9 вышеуказанного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано учитывать, что установление ежемесячных выплат не должно повлечь за собой уменьшение объёма и снижение уровня мер социальной помощи и поддержки, осуществляемых за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность получения мер социальной поддержки неработающими трудоспособными лицами, осуществляющими уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, как из средств федерального бюджета, так и из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
То обстоятельство, что управлением по опеке и попечительству с получаемого истицей вознаграждения за осуществление ухода за совершеннолетним недееспособным сыном осуществляется уплата страховых взносов, а само вознаграждение облагается налогом на доходы физических лиц, не свидетельствуют о том, что М. является лицом, выполняющим оплачиваемую работу.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 02.03.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Биробиджану и Биробиджанскому району Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.