Судья Тамбовского областного суда Ледовских И.В.,
рассмотрев жалобу Кочеткова В.А. на постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области от 27 января 2015 года и решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 8 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы администрации г.Моршанска Кочеткова В.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области Уварова Н.В. от 27 января 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 8 апреля 2015 года первый заместитель главы администрации г.Моршанска Кочетков В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
В жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, Кочетков В.А. просит об отмене вышеуказанных постановления должностного лица и судебного решения и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В судебное заседание Кочетков В.А. не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Тамбовской области Панкратовой И.В., возражавшей против удовлетворения жалобы Кочеткова В.А., нахожу обжалуемые им акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, поводом для привлечения первого заместителя главы администрации г.Моршанска Кочеткова В.А. к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ явились выявленные в ходе рейдовых мероприятий Управления Росприроднадзора по Тамбовской области нарушения требований природоохранного законодательства, выразившиеся в том, что прибрежная защитная зона водного объекта р.Цна, располагающаяся вдоль улицы ***, от моста через реку со стороны Свято-Троицкого собора и до улицы *** на всем протяжении находится в заросшем состоянии и захламлена отходами ТБО (Бутылки, банки, ветошь, бумага и др.)
Рассматривая жалобу должностного лица, привлеченного к административной ответственности в порядке главы 30 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Кочеткова В.А. состава вмененного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ. При этом судья исходил из того, что вина Кочеткова В.А. состоит в том, что при осуществлении своей деятельности и исполнении возложенных на него обязанностей по координации вопросов организации сбора, вывода, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и организации мероприятий по охране окружающей среды, Кочетковым В.А. были нарушены требования экологического законодательства, имея возможность по их соблюдению.
С такими решениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
Под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу ч.1 ст.8 названного Федерального закона, ч.1 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Доказательства того, что администрация г.Моршанска осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с бытовыми отходами и мусором, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось в судебном заседании представителем Управления Росприроднадзора по Тамбовской области, такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации.
При этом полномочия администрации г.Моршанска по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.
31 декабря 2013 года администрацией г.Моршанска (Администрация) и Муниципальным унитарным предприятием *** заключен договор N *** по которому Администрация поручила, а Предприятие приняло на себя обязательства по текущему содержанию объектов городского благоустройства, содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и проведению мероприятий в области охраны окружающей среды.
Следовательно, первый заместитель главы администрации г.Моршанска Кочетков В.А. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области от 27 января 2015 года и решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 8 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы администрации г.Моршанска Кочеткова В.А., подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Тамбовской области от 27 января 2015 года и решение судьи Моршанского районного суда Тамбовской области от 8 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы администрации г.Моршанска Кочеткова В.А., отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Ледовских И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.