Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Шеховцовой Э.А.
судей Строчкиной Е.А., Брянского В.Ю.
при секретаре Антонове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2015 года
дело по апелляционной жалобе Саркисян С.С.
на решение Пятигорского городского суда от 29 января 2015 года
по гражданскому делу по заявлению Саркисян С.С. о признании незаконными отказов администрации г.Пятигорска, МУ "Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска" в признании участницей программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Пятигорске" на 2011-2015г.г., о возложении обязанности восстановить в списке участников программы,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Саркисян С.С. обратилась в суд с заявлением о признании отказа N * от 14.11.2014 года МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" и отказа N * от 09.12.2014 года администрации города Пятигорска в признании Саркисян С.С. и ее семьи участницей программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Пятигорске" на 2011-2015 годы незаконными; о возложении обязанности на администрацию г.Пятигорска признать семью Саркисян С.С. имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на основании договора займа от 17.05.2013 года на весь срок его действия; о возложении обязанности на администрацию города Пятигорска и МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" восстановить Саркисян С.С. с составом семьи 2 человека в списке участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе-курорте Пятигорске" на 2011-2015 годы.
В обоснование заявленных требований указала, что Постановлением Администрации г.Пятигорска СК N * от 23.07.2013 года Саркисян С.С. с составом семьи 2 человека была признана нуждающейся в жилых помещениях и поставлена на учёт с целью включения в список участников программы "Обеспечение жильём молодых семей в городе-курорте Пятигорске" (регистрационный N 10422, порядковый N *). В соответствии с п. 3 указанного Постановления заявителю было выдано заключение о признании её семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на основании ее заявления с приложением договора займа денежных средств от 17.05.2013 года, срок действия которого до 31.05.2016 года. Извещением от 23.07.2013 года отдел по учёту и распределению жилья МУ "Управления имущественных отношений администрации города Пятигорска" уведомил заявителя о том, что она должна ежегодно проходить перерегистрацию в период с 1 января по 1 апреля. В указанный срок Саркисян С.С. обратилась в отдел по учёту и распределению жилья МУ "Управления имущественных отношений администрации города Пятигорска" с целью перерегистрации, на что получено сообщение о возможности перерегистрации в срок до 1 сентября 2014 года. В указанный срок заявитель вновь обратилась с данным вопросом в отдел по учёту и распределению жилья МУ "Управления имущественных отношений администрации города Пятигорска", однако заведующая отделом Е.В. Качура отказала в приеме заявления по причине не предоставления документов, подтверждающие платёжеспособность семьи заявителя. При этом пояснила, что представленный договор займа денежных средств от 17.05.2013 года, срок действия которого до 31.05.2016 года, имеющийся в личном деле в Отделе по учёту и распределению жилья, и на основании которого семья заявителя уже была признана семьёй, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, нотариально не заверен, поэтому не может свидетельствовать о платежеспособности Саркисян С.С.
Впоследствии, в ноябре 2014 года заявитель обратилась в МУ "Управления имущественных отношений администрации города Пятигорска" с заявлением перерегистрации, однако письмом N* от 14.11.2014 года МУ "Управления имущественных отношений администрации города Пятигорска" заявителю отказано в признании её семьи участницей программы "Обеспечение жильём молодых семей в городе-курорте Пятигорске" в связи с не предоставлением документов, подтверждающих платёжеспособность её семьи.
С аналогичными требованиями в ноябре 2014 года заявитель обратилась в администрацию г.Пятигорска, однако письмом N * от 09.12.2014 года Администрацией города Пятигорска Саркисян С.С. отказано в признании её семьи участницей программы "Обеспечение жильём молодых семей в городе-курорте Пятигорске" на 2011-2015 годы в связи с не предоставлением документов, подтверждающих платёжеспособность её семьи.
Заявитель не согласна с названными отказами, поскольку нормами гражданского кодекса договор займа заключается в письменной форме. Закон при этом не требует обязательного нотариального удостоверения. Более того, нотариальное удостоверение договора займа на сумму * рублей нанесет заявителю материальный ущерб в размере около * рублей, который является для ее семьи значительным. Кроме того, документы, на основании которых заявитель в 2013 году поставлена на учёт на 2014 год с целью включения в список участников программы "Обеспечение жильём молодых семей в городе-курорте Пятигорске", в установленном законом порядке не признаны недействительными, имеют законную силу и в полном объёме соответствовали требованиям, предъявляемым п.4 ст.52 Жилищного кодекса РФ.
Считает отказы МУ "Управления имущественных отношений администрации города Пятигорска" и Администрации города Пятигорска в признании заявителя и ее семьи участниками программы "Обеспечение жильём молодых семей в городе-курорте Пятигорске" на 2011-2015 годы, вследствие не предоставления нотариально заверенного договора займа, незаконными и нарушающими её права.
Решением Пятигорского городского суда от 29 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований Саркисян С.С. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Саркисян С.С. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
В возражении на апелляционную жалобу начальник МУ "Управления имущественных отношений администрации города Пятигорска" Гребенюков А.Е. просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решения суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллеги, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили. Имеется письменное ходатайство и.о. начальника МУ "Управления имущественных отношений администрации города Пятигорска" Гончаровой А.Г. о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется, в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным, рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены постановленного по делу решения суда не находит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено, судом установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Статья 258 ГПК РФ предусматривает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч.1).
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч.4).
Таким образом, для удовлетворения заявленных требований необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов гражданина.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17 мая 2013 года между Саркисян С.С. и Багдасаровой С.А. заключен договор займа денежных средств в сумме * рублей на срок до 31 мая 2016 года. В подтверждение заключения указанного договора займа Саркисян С.С. собственноручно написана расписка в получении денежных средств в размере * рублей от 17 мая 2013 года, с обязательством вернуть указанную сумму в срок не позднее 31.05.2016 года. Указанный договор займа заключен в простой письменной форме.
В обеспечение договора займа от 17 мая 2013 года между Саркисяном Д.В. (поручителем) и Багдасаровой С.А. (кредитором) заключен договор поручительства от 17 мая 2013 года.
12 ноября 2014 года Саркисян С.С. обратилась в МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" с заявлением о включении е семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы", с приложение названных выше договора займа от 17 мая 2013 года, расписки от 17 мая 2013 года и договора поручительства от 17 мая 2013 года.
Письмом МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" N * от 14.11.2014 года Саркисян С.С. отказано в признании ее семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в связи с непредоставлением документов, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В ноябре 2014 года Саркисян С.С. обратилась в администрацию города Пятигорска с аналогичным заявлением с приложением названных документов.
Письмом администрации города Пятигорска N* от 09.12.2014 года Саркисян С.С. отказано в признании ее семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в связи с непредоставлением документов, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказы администрации города Пятигорска N * от 09.12.2014 года и МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" N* от 14.11.2014 года в признании семьи Саркисян С.С. участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы основаны на законе, поскольку названными нормами закона предусмотрено предоставление нотариально заверенного договора займа. Кроме того, заявления о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы молодой семьи в составе Саркисян Д.В. и Саркисян С.С. поданы по истечению сроков предусмотренных законодательством.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделан на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 утверждена ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - социальная выплата) в рамках реализации мероприятий Подпрограммы установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N *(далее Правила).
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N * "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно п.4 названного Порядка документами, подтверждающими достаточные доходы, являются:
1) справка кредитной или другой организации, уставом которой предусмотрено предоставление ипотечных кредитов (займов), о максимально возможной сумме ипотечного кредита (займа) на приобретение жилья, который может быть предоставлен членам молодой семьи или одному из них;
2) заверенная банком копия сберегательной книжки члена (членов) молодой семьи или справка (выписка со счета) о наличии у члена (членов) молодой семьи сбережений, хранящихся во вкладах в банках;
3) заверенное государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю уведомление об удовлетворении заявления о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий;
4) нотариально заверенный договор займа.
Учитывая вышеизложенное, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, Саркисян С.С. обоснованно отказано в признании ее участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Отказы администрации города Пятигорска и МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" являются законными и обоснованными.
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 Постановления N 1050 от 17.12.2010, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Саркисян С.С. не было своевременно подано заявление о включении в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" в срок до 1 сентября 2014 года. Данное заявление подано ею в администрацию г. Пятигорска 12 ноября 2014 года.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые Саркисян С.С. отказы администрации города Пятигорска и МУ "Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска" в признании семьи Саркисян С.С. участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы основаны на законе и прав заявителя не нарушают.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную ею в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение в решении суда.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 29 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.