Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Чернышовой Н.И.,
судей Товчигречко М.М., Шеховцовой Э.А.
при секретаре судебного заседания Мельниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 апреля 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя М.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 16 февраля 2015 года
по делу по заявлению Л. об оспаривании решения органа местного самоуправления,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.
УСТАНОВИЛА:
Л. обратился в суд с заявлением, указав, что является ветераном - участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах".
Данный факт подтверждается удостоверением серии ВВ N 2941443 от 25.04.2002 года. Л. является одиноким человеком, своего жилья не имеет, проживает по договору найма жилого помещения от 26.07.2014 года. По месту жительства Л. 15.12.2014 проведено обследование его жилищных условий, по результатам которого подтверждена его нуждаемость в улучшении жилищных условий. Все необходимые документы 17.12.2014 представлены в администрацию города Ставрополя для принятия Л. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Постановлением администрации города Ставрополя от 20.01.2015 N 78 Л. отказано в признании нуждающимся в жилом помещении на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, пункта 2.6 раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 06.06.2012 года N 11597.
Отказ администрации города Ставрополя о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, является незаконным и нарушает его права, поскольку в нарушение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Л., как Ветеран ВОВ, является не обеспеченным по учетной норме общей площадью жилого помещения, предусмотренной Законодательством РФ.
Уточнив заявление, просил признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от 20.01.2015 года N 78, а также обязать администрацию города Ставрополя вынести постановление о принятии Л. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях как участника Великой Отечественной Войны, имеющего право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ " О ветеранах".
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 16 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя М. просит решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 16 февраля 2015 отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Л., надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте заседания судебной коллеги, в судебное заседание не явились, поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие с участием его представителя, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признавая уведомление их о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя администрации города Ставрополя М., действующую на основании доверенности, просившую решение суда отменить, представителя Л. Ш., действующего на основании доверенности, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено, судом установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.
Судом установлено, что Л. является одиноким, собственного жилья не имеет, в квартире " ... "по адресу: г. Ставрополь, ул. " ... ", проживает по договору найма, не является членом семьи собственника.
Постановлением администрации города Ставрополя от 20.01.2015 N 78 Л. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ.
В соответствии с п.п. 1-3 ч. 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ "О ветеранах", объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующей категории граждан - участников Великой Отечественной войны. Таким образом, из положений вышеназванного закона следует, что в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, с учетом заслуг по защите Отечества, участники ВОВ обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья 36,0 кв.м. на одного участника ВОВ.
Судом установлено и не опровергается представителем администрации города Ставрополя, что собственного жилья у Л. не имеется, он ветеран ВОВ, следовательно, вправе участвовать по программе социальной поддержки, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 71, обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Закону N 5-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012)).
Администрацией города Ставрополя не представлено ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии доказательств истребования каких-либо недостающих документов в подтверждение или опровержение нуждаемости заявителя. Кроме того, не содержится сведений о том, что у заявителя выяснялся вопрос о возможности предоставления им недостающих документов, собственником которого он не является.
Также представителем администрации города Ставрополя не подтверждено то, что заявитель совершил какие-либо действия, ухудшающие его жилищные условия.
Данное обстоятельство влечет нарушение требований ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает конституционные права Л. на жилище.
Кроме того, принимая решение о постановке на учет гражданина особой категории, нуждающегося в улучшении жилищных условий, орган местного самоуправления, должен мотивировано и обоснованно принять соответствующее решение, тогда как следует из постановления N 78 от 20.01.2015 года основанием послужила формально ссылка на п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, п.2.6 раздела 2 административного регламента предоставление муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 06.06.2012 года N 1597, то есть без указания конкретных оснований и/или причин.
При рассмотрении дел данной категории, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, совершенных действий (бездействия), возложенная частью 1 статьи 249 ГПК РФ на орган или лицо, принявшие такое решение или совершившие такое действие (бездействие). Администрацией г. Ставрополя не представлено доказательств обоснованности принятого решения.
Таким образом, суд первой инстанции правильно и обоснованно пришел к выводу о том, что отказ в постановке на учет в улучшении жилищных условий нуждающегося участника Великой Отечественной войны, который имеет право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", является незаконным и необоснованным.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 10.02.2009 года, в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в резолютивной части решения суда необходимо указать на возложение на орган или должностное лицо обязанности совершить в отношении заявителя конкретные действия.
При вынесении решения судом соблюдены требования статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об оценке всех доказательств по делу.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 16 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.