Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 02 июня 2015 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Чернышовой Н.И.,
судей Брянского В.Ю. и Шеховцовой Э.А.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материал по апелляционной жалобе представителя ФГУБ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ставропольскому краю - Берлизовой Т.А. на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 26 декабря 2014 года, которым полностью удовлетворены требования Остряниной А.И. о признании незаконным отказа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю по внесению сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю. об обстоятельствах рассматриваемого материала, существе апелляционной жалобы, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Острянина А.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю по внесению сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 26 декабря 2014 года удовлетворено вышеуказанное заявление в полном объеме:
признан незаконным отказ филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости N ... от 25 сентября 2014 года;
постановлено обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю устранить недостатки в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица ФГУБ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю - Берлизова Т.А. ставит вопрос об отмене судебного решения, поскольку считает его вынесенным с нарушением материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела. Указывает, что адрес, присваиваемый объекту недвижимости, должен соответствовать определенным требованиям. Одним из требований является уникальность, то есть один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации, за исключением случаев повторного присвоения одного и того же адреса новому объекту адресации взамен аннулированного адреса, а также присвоения одного и того же адреса земельному участку и расположенному на нем зданию (сооружению) или объекту незавершенного строительства. Объект недвижимого имущества, по которому возник спор, расположенный по адресу: город Ставрополь, улица Кленовая, 35, с уточненной площадью 700 кв.м, уже содержится в государственном кадастре недвижимости. Согласно п. 3 ч. 17 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Острянкина А.И. в судебное заседание не явилась, будучи извещенной о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин своей неявки не предоставила.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав выступление представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Берлизовой Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение представителя заявителя Хачатурян В.К., просившего судебное решение оставить без изменения, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 указанного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 3 статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции Острянина А.И. обратилась в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости N ... от 25 сентября 2014 года и свидетельства о праве собственности от 03 ноября 1993 года N ...
В государственном кадастре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером ... с местоположением: Ставропольский край, город Ставрополь, улица ... , площадью ... кв.м, с разрешенным использованием - для строительства индивидуального жилого дома.
На основании изложенного принято решение, в соответствии с п. 54 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости" от 04 февраля 2010 года N 42 ст. 45 от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" отказать во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Согласно ч. 17 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если:
1) имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета;
3) сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Удовлетворяя заявление судом не учтены положения п. 3 ч. 17 ст. 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: город Ставрополь, улица ... , с уточненной площадью ... кв.м., уже содержится в государственном кадастре недвижимости
Орган кадастрового учета принял решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, поскольку сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости. Такое решение соответствует положениям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 26 декабря 2014 года отменить, приняв новое решение, которым в удовлетворении требований Остряниной А.И. о признании незаконным отказа филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю по внесению сведений о ранее учтенных объектах недвижимости - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.