Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кочуковой Г.Н.,
судей: Пестовой Н.В.
Симаковой М.Е.
с участием прокурора Максименко Е.В.
при секретаре: Солоха А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавровой Л. Г. к ФГБОУ ВПО "Хабаровский государственный институт искусств и культуры" о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Лавровой Л. Г. на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 13 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н., пояснения Лавровой Л.Г. и ее представителя = Седых Е.В., пояснения представителя ФГБОУ ВПО "ХГИИК" - Пелих С.П., заключение прокурора Максименко Е.В., полагавшей решение оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лаврова Л.Г. обратилась в суд с иском к ФГБОУ ВПО "Хабаровский государственный институт искусств и культуры" о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что с 01 ноября 2010 года она состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности "данные изъяты". Приказом N от 07.08.2014 года с ней был расторгнут трудовой договор и она была уволена на основании пункта 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ. Считает увольнение незаконным и нарушающим ее трудовые права.
Просила суд признать приказ N от 07.08.2014г. об увольнении незаконным, восстановить ее на работе в должности "данные изъяты", взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 13 февраля 2015 года в удовлетворении исковых требований Лавровой Л.Г. отказано.
В апелляционной жалобе истец Лаврова Л.Г. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, существенное нарушение норм материального права, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что у ответчика не имелось законных оснований для увольнения истца в связи с отсутствием медицинского заключения о ее неспособности к трудовой деятельности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Лаврова Л.Г. с 01.11.2010г. состояла в трудовых отношениях с ФГБОУ ВПО "Хабаровский государственный институт искусств и культуры" в должности "данные изъяты".
Приказом N от 07.08.2014 года с Лавровой Л.Г. был расторгнут трудовой договор и она была уволена на основании пункта 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ.
Основанием к увольнению послужила справка медико-социальной экспертизы МСЭ N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истцу установлена инвалидность II группы бессрочно, степень ограничения способности к трудовой деятельности - нетрудоспособна.
Согласно сообщению ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому краю", Лаврова Л.Г. была освидетельствована ВТЭК впервые в ДД.ММ.ГГГГ, признана "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ инвалидность 2 группы установлена бессрочно актом освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ, после чего Лаврова Л.Г. в учреждения медико-социальной экспертизы края не обращалась.
Указанный акт освидетельствования N от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке истцом оспорен не был и не отменялся, переосвидетельствование не проводилось.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
В силу п. 5 данной статьи признание работника полностью не способным к трудовой деятельности является основанием для прекращения с ним трудового договора при условии, если работник полностью утратил способность к трудовой деятельности и этот факт установлен медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Такое заключение может быть выдано федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
В силу ст. 7, ст. 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица, с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.
В период медицинского освидетельствования истца порядок и условия признания лица инвалидом были установлены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1995 года N 965, утвердившим Положение о признании лица инвалидом, согласно которому признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Формы справки и индивидуальной программы реабилитации инвалида утверждаются Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.
Из изложенного следует, что решения учреждения МСЭ об установлении инвалидности и индивидуальные программы реабилитации являются единственными документами, выдаваемыми данным учреждением по результатам проведения медико-социальной экспертизы, и в силу ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - обязательными для организаций, учреждений.
Разрешая заявленные исковые требования Лавровой Л.Г. о признании увольнения незаконным, восстановлении ее на работе в прежней должности, учитывая вышеизложенное, суд правомерно отказал в удовлетворении указанной части требований, поскольку судом установлено, что при поступлении на работу истец не довела до сведения работодателя сведения о состоянии ее здоровья, не представила вышеуказанный документ, свидетельствующий о об утрате способности к трудовой деятельности, о чем работодатель узнал в ходе рассмотрения иного гражданского дела с участием Лавровой Л.Г. и ФГБОУ ВПО "Хабаровский государственный институт искусств и культуры". Получив указанные сведения законным способом, у ответчика появились основания для увольнения Лавровой Л.Г. на основании пункта 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ.
Судебная коллегия находит, что при разрешении спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у ответчика не имелось законных оснований для увольнения истца в связи с отсутствием медицинского заключения о ее неспособности к трудовой деятельности, несостоятелен, поскольку имеющаяся в распоряжении работодателя справка МСЭ является подтверждением проведенного в отношении истца медицинского освидетельствования с заключением об утрате способности к трудовой деятельности.
Никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены решения суда, по доводам, указанным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 13 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Лавровой Л. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи Н.В. Пестова
М.Е. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.