Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 12 мая 2015 г. по делу N 33-168/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Сироты Д.А.,
Белкина И.В.,
при секретаре Пилюгиной Н.А.,
с участием представителя военного прокурора Пензенского гарнизона - подполковника юстиции Коробейникова В.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (г. Екатеринбург) Юсуповой Т.Г. (далее - ФГКУ "Центррегионжилье" (г. Екатеринбург) на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2015 года, которым удовлетворено заявление военного прокурора Пензенского гарнизона в интересах военнослужащего войсковой части N Кочерева С.Б. об оспаривании действий начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Пензенской области, г. Пенза, связанных с ограничением права заявителя и членов его семьи на регистрацию по месту жительства в служебном жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Белкина И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения и доводы апелляционной жалобы, выступление представителя военного прокурора Пензенского гарнизона - подполковника юстиции Коробейникова В.Л., возражавшего против её удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Кочерев проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
14 ноября 2014 года между Кочеревым и начальником территориального отделения (заселения) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Пензенской области, г. Пенза (далее по тексту - территориальное отделение "Центррегионжилье" в Пензенской области, г. Пенза), заключён договор N найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", пунктом 1.2 которого установлен запрет на регистрацию заявителя и членов его семьи по месту жительства, с разрешением регистрации только по месту пребывания.
Считая, что указанным пунктом договора ограничены его права и законные интересы, Кочерев обратился в военную прокуратуру Пензенского гарнизона за защитой своих прав и законных интересов.
После проведенной проверки военный прокурор обратился в гарнизонный военный суд с заявлением в интересах Кочерева, в котором просил признать незаконными действия начальника территориального отделения ФГКУ "Центррегионжилье" в Пензенской области, г. Пенза, связанные с ограничением права заявителя и членов его семьи на регистрацию по месту жительства в служебном жилом помещении, и обязать начальника ФГКУ "Центррегионжилье" (г. Екатеринбург) исключить из указанного договора пункт 1.2, ограничивающий права заявителя и членов его семьи на регистрацию по месту жительства в служебном жилом помещении по адресу: "адрес".
Рассмотрев заявление военного прокурора в интересах Кочерева, Пензенский гарнизонный военный суд решением от 19 февраля 2015 года удовлетворил его в полном объёме.
Не согласившись с таким решением суда, представитель ФГКУ "Центррегионжилье" (г. Екатеринбург) Юсупова Т.Г. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы Юсупова, приводя собственный анализ п. 2 и 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, абзаца 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приказа Министра обороны Российской Федерации от 7 июня 1999 года N 244 "Об условиях и порядке заключения военнослужащими жилищного договора с Министерством обороны Российской Федерации" и указаний Министра обороны РФ от 11 сентября 2012 года N 205/2/585, приходит к выводу, что поскольку служебное жилое помещение предоставляется военнослужащему для временного проживания, то военнослужащий в таком жилом помещении может быть зарегистрирован только по месту пребывания, а не по месту жительства.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ "Центррегионжилье" (г. Екатеринбург) и заявитель, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения жалобы, не явились и сведений о причинах неявки не представили. В связи с этим на основании ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя военного прокурора Пензенского гарнизона - подполковника юстиции Коробейникова В.Л., окружной военный суд находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Вопреки мнению в жалобе, гарнизонный военный суд на основании всесторонне исследованных в судебном заседании доказательств правильно установил фактические обстоятельства дела и не допустил каких-либо нарушений норм материального права.
В п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В п. 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", указано, что настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет).
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В соответствии с абзацем 2 п. 3 Правил местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из копии договора найма служебного жилого помещения от 14 ноября 2014 года N усматривается, что Кочереву и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес".
Таким образом, местом жительства Кочерева является данное жилое помещение, предоставленное по договору найма служебного жилого помещения, в котором заявитель согласно п. 1.2 этого договора лишён права регистрации по месту жительства.
При этом каких-либо ограничений для регистрации военнослужащего по месту жительства, в данном случае в служебном жилом помещении, вышеприведённые нормы законодательства не содержат.
Кроме того, вопреки утверждению представителя должностного лица, чьи действия оспариваются, не содержится такого запрета и в указаниях Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2012 года N 205/2/585, в которых идёт речь только об организации регистрационного учёта военнослужащих по адресам воинских частей.
Согласно ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Также данная норма закона делегирует полномочия Правительству Российской Федерации по утверждению Типового договора найма специализированного жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 был утвержден типовой договор найма служебного жилого помещения.
В соответствии с п. 6 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают со структурным подразделением уполномоченного органа договор найма служебного жилого помещения.
В соответствии с названными нормами права, заключение с гражданином договора найма служебного жилого помещения осуществляется на основании ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по типовой форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Анализ вышеназванных норм права позволяет суду апелляционной инстанции прийти к выводу о том, что действующее жилищное законодательство определяет конкретные вопросы, подлежащие регулированию при заключении договора найма служебного жилого помещения, и предусматривает для этого типовую форму такого договора. При этом данное законодательство не делегирует должностным лицам и органам Министерства обороны РФ возможность расширять круг правоотношений, которые подлежат регулированию при заключении договора найма служебного жилого помещения, в частности и касающиеся регистрации гражданина по месту жительства.
Таким образом, пункт об отсутствии права у семьи заявителя на регистрацию по месту жительства в предоставленном служебном жилом помещении не подлежал включению в договор найма служебного жилого помещения, как противоречащий требованиям жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах окружной военный суд находит решение Пензенского гарнизонного военного суда, которым признаны незаконными действия начальника территориального отделения ФГКУ "Центррегионжилье" в Пензенской области, г. Пенза, связанных с ограничением права заявителя и членов его семьи на регистрацию по месту жительства в служебном жилом помещении, включением в договор найма этого помещения пункта 1.2, обоснованным и соответствующим требованиям приведенных выше правовых норм, гарантирующих заявителю право регистрации по месту жительства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании закона и по существу направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела, в связи с чем не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, не согласиться с решением суда первой инстанции у окружного военного суда оснований не имеется.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК Российской Федерации, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Пензенского гарнизонного военного суда от 19 февраля 2015 года по гражданскому делу по заявлению военного прокурора Пензенского гарнизона в интересах военнослужащего войсковой части N Кочерева С.Б. об оспаривании действий начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управления жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Пензенской области, г. Пенза, связанных с ограничением права заявителя и членов его семьи на регистрацию по месту жительства в служебном жилом помещении, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (г. Екатеринбург) Юсуповой Т.Г. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.В. Белкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.