Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Змеевой Ю.А.,
судей Панковой Т.В., Варовой Л.Н.,
при секретаре Цыганковой Е.С.,
с участием прокурора Третьяковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 20 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе Межрайонного территориального управления N 3 Министерства социального развития Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Усть- Кишерть) от 19 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение Межрайонного территориального управления N 3 Министерства социального развития Пермского края от 10.11.2014 года об исключении Худякова А.В., дата рождения, из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Возложить обязанность на Правительство Пермского края, Межрайонное территориальное управление N 3 Министерства социального развития Пермского края предоставить Худякову А.В., дата рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров в границах Кишертского муниципального района Пермского края".
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кишертского района Пермского края в интересах Худякова А.В. обратился с иском Правительству Пермского края, МТУ N 3 Министерства социального развития Пермского края о признании незаконным решения МТУ N 3 Министерства социального развития Пермского края об исключении Худякова А.В. из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; возложении обязанности на Правительство Пермского края, МТУ N 3 Минсоцразвития Пермского края предоставить Худякову А.В., ** г.р., благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров в границах Кишертского муниципального района Пермского края, либо с согласия Худякова А.В. в другом муниципальном образовании Пермского края.
Исковые требования мотивированы тем, что в связи с обращением Худякова А.В., ** г.р., прокуратурой Кишертского района Пермского края проведена проверка, в ходе которой установлено, что Худяков А.В. относится к категории лиц, из числа детей-сирот, поскольку его мать Х1. умерла 28.11.2000 г., отец Х2. является инвалидом ** группы, нетрудоспособным. В связи с данным обстоятельством Худяков А.В. передан под опеку старшему брату Х3. Жилое помещение по адресу: ****, площадью 28,9 кв.м, в котором зарегистрирован Худяков А.В., принадлежит на праве долевой собственности Х2. и Х4. На основании решения комиссии МТУ N3 Министерства социального развития Пермского края от 07.05.2014 г. Худяков А.В. включен в список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. С момента постановки на учет и до настоящего времени Худяков А.В. не был обеспечен жилым помещением. Решением комиссии МТУ N 3 Министерства социального развития Пермского края N ** от 10.11.2014 г. Худяков А.В. исключен из список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Данное решение со ссылкой на правовые нормы ст.1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г., ст.121 СК РФ, истец считает незаконным, поскольку на момент выявления, постановки на учет и передачи под опеку, органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления, которыми истец был признан оставшимся без попечения родителей, над ним была установлена опека.
С решением суда не согласно МТУ N 3 Министерства социального развития Пермского края, в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Доводы апелляционной жалобы аналогичны правовой позиции заявителя жалобы при рассмотрении дела и представленных письменных возражениях на иск. Указывает, что истец не является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как его отец не был лишен в отношении него родительских прав, не был ограничен в таких правах. Сам по себе факт наличия у единственного родителя инвалидности вследствие какого-либо заболевания не влечет вывод об оставлении несовершеннолетнего без родительского попечения. Не имеется также оснований для предоставления истцу жилого помещения на территории Кишерского муниципального образования Пермского края, жилое помещение может быть предоставлено в любом муниципальном образовании на территории субъекта РФ, в рассматриваемой ситуации - на территории Пермского края.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что истец Худяков А.В., ** г.р.; мать истца - Х1. умерла 28.11.2002 г., отец Х2 ... является инвалидом ** группы, нетрудоспособным (л.д.9-10).
Распоряжением администрации Кишертского района Пермской области от 15.12.2002 г. N ** опекуном Худякова А.В. назначен старший брат Х3., ** г.р., проживающий по адресу: ****; в качестве основания для назначения опеки в распоряжении указан факт того, что Худяков А.В. остался без попечения родителей (л.д.6-7).
Распоряжением администрации Кишертского муниципального района Пермской области от 09.06.2009 г. N ** опекуном Худякова А.В. назначена Х5., ** г.р. (л.д.20-21).
Согласно выписке из ЕГРП жилое помещение по адресу: ****, площадью 28,9 кв.м, принадлежит на праве долевой собственности Х2. и Х4.(л.д.12). За Худяковым А.В. (истцом) каких-либо прав на недвижимое имущество не зарегистрировано (л.д. 15,16,17).
Худяков А.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения согласно ст.51 ЖК РФ как ребенок, оставшийся без попечения родителей, 22.09.2010 г. в администрации Усть- Кишертского сельского поселения Пермского края; 15.01.2013 г. личное дело Худякова А.В. было передано из администрации Кишертского муниципального района в отдел опеки и попечительства МТУ N3 Минсоцразвития Пермского края 15.01.2013г. (л.д. 27).
Решением комиссии МТУ N3 Министерства социального развития Пермского края N ** от 10.11.2014 года Худяков А.В. исключен из списка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения по причине того, что он не относится к данной категории лиц (л.д.29-30).
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Худяков А.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем незаконно исключен из очереди нуждающихся в жилом помещении. Суд также указал, что общая площадь предоставляемого истцу жилого помещения должна составлять не менее 33 кв.м, данное помещение должно отвечать требованиям благоустройства и предоставляться, исходя из места постановки Худякова А.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в границах Кишертского муниципального района Пермского края. Обязанность по предоставлению жилого помещения суд возложил на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края.
Выводы суда основаны на анализе представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (ст. 109.1 ЖК РФ, п.п.1,7 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.1 ст.8.1.Закона Пермского края от 08.10.2007 N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края", ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939- 419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не может быть отнесен к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии основания по доводам жалобы отсутствуют.
Положениями абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для целей данного Закона закреплено понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определен круг лиц, которые относятся к данной категории. Так, абз. 3 ст. 1 Закона определено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Приведенный выше перечень, определяющий, в каких именно случаях дети относятся к категории оставшихся без попечения родителей, не является исчерпывающим.
В соответствии со ст.121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Положениями ст.145 СК РФ установлено, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Согласно положениям п.3 ст.31 ГК РФ опека над несовершеннолетними устанавливается и когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации отраженной в Определении от 25.01.12 г. N 181- О-О, основаниями, позволяющими отнести несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, являются многообразие жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, и предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что решением уполномоченного органа опеки и попечительства после изучения условий жизни несовершеннолетнего Худякова А.В., принимая во внимание смерть матери и нетрудоспособность отца с наличием 2-й группы инвалидности, с 15.12.2002 г. истцу был назначен опекун; до момента совершеннолетия истца опека (попечительство) над ним не отменялась.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для вывода о том, что истец в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку был выявлен органами опеки и попечительства как ребенок, нуждающийся в защите прав и интересов в связи с создавшейся в его семье тяжелой жизненной ситуацией. Доводы апелляционной жалобы выводы суда в указанной части не опровергают.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для предоставления истцу жилого помещения исключительно на территории Кишертского муниципального района Пермского края судебной коллегией отклоняются.
Из п.1.3, п.1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п.1.3).
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п.1.4).
Таким образом, жилое помещение предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства. Местом жительства истца, в силу ст.20 ГК РФ, является Кишертский муниципальный район Пермского края. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить Худякову А.В. жилое помещение в границах Кишертского муниципального района Пермского края.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 199, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в с.Усть-Кишерть) от 19 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонного территориального управления N 3 Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.