Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Литовца А. А.,
судей Лапухиной Е. А., Лобанова В. В.
при секретаре Новгородцевой А. В.
рассмотрела 18 мая 2015 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 17 февраля 2015 года, которым постановлено обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края:
включить в специальный трудовой стаж Худякова А.А. периоды его работы с 21 мая 1986 года по 18 апреля 1990 года, с 19 апреля 1990 года по 14 апреля 1994 года, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить досрочную пенсию трудовую пенсию Худякову А. А. с 12 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Лобанова В. В., объяснения представителя ответчика Бобровой Е. В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
27 декабря 2014 года Худяков А. А. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы в Кунгурском управлении разведочного бурения производственного объединения "Пермнефть":
с 21 мая 1986 года по 18 апреля 1990 года в качестве начальника смены районной инженерно-технологической службы N 1,
с 19 апреля 1990 года по 14 апреля 1994 года в должности заместителя начальника РИТС-2 по технологии бурения,
и назначить ему пенсию с 12 сентября 2014 года.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Считает, что нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Истец представил письменные возражения относительно апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения,
апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, третье лицо не явились. Поскольку о времени и месте судебного заседания они были извещены заблаговременно и надлежаще, об отложении дела не просили, об уважительных причинах неявки не сообщили, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит подлежащим отмене решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (пункты 1 и 4 части первой статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 27 указанного Федерального закона, в соответствии с которой списки должностей и учреждений, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 537 от 18 июля 2002 года, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10; при этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в подразделе 1 "Бурение" раздела XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" предусмотрены пенсионные льготы инженерам по бурению (буровым работам), непосредственно занятым на буровых, начальникам буровых установок и их заместителям.
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённым Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года N 1173 в подразделе 1 "Бурение" раздела XIII "Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца" предусмотрены пенсионные льготы занятым на производственных участках начальникам нефтеразведок, цехов и участков бурения, инженерам и старшим инженерам по бурению нефтеразведок, цехов и участков бурения.
Из материалов дела следует, что Худяков А. А., /дата рождения/, обратился 13 августа 2014 года к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Решением ответчика от 21 августа 2014 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом периоды работы в Кунгурском управлении разведочного бурения производственного объединения "Пермнефть":
с 21 мая 1986 года по 18 апреля 1990 года в качестве начальника смены районной инженерно-технологической службы N 1,
с 19 апреля 1990 года по 14 апреля 1994 года в должности заместителя начальника РИТС-2 по технологии бурения, - не включены в специальный стаж истца. Стаж его работы в особых условиях, по данным пенсионного органа, составляет 9 лет 16 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на показания свидетелей, пришел к необоснованным выводам, что истец в спорные периоды занимался трудовой деятельностью с тяжёлыми условиями труда, в полевых условиях на буровой, работой занят был в течение всего рабочего дня круглогодично, его работа соответствовала должности инженера по бурению и старшего инженера по бурению, эти должности предусмотрены Списком, поэтому работа истца в спорный период подлежит включению в специальный трудовой стаж, который даёт право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с этими выводами суда первой инстанции об обоснованности требований истца о включении в специальный стаж периода его работы с 21 мая 1986 года по 14 апреля 1994 года в качестве начальника смены районной инженерно-технологической службы N 1 и заместителя начальника районной инженерно технологической службы N 2 по технологии бурения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции истцом не предоставлены доказательства о выполнении им работы в вышеназванный период в условиях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии. Так, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанные должности предусмотрены Списком N 2.
Из письма работодателя, Пермского филиала общества с ограниченной ответственностью "Буровая компания "Евразия", от 14 апреля 2014 года следует, что нет оснований для выдачи справки о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, работы в спорный период, указанные должности не поименованы в Списке N 2 (л. д. 20).
Доводы истца о том, что в спорный период он фактически осуществлял свою деятельность в качестве инженера по бурению и старшего инженера по бурению, в связи с чем эти периоды должны быть учтены при подсчете его специального трудового стажа, не могут быть признаны обоснованными, исходя из следующего.
Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 25 8н (далее по тесту - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим Порядком подтверждению, в том числе, подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Из пункта 4 указанного Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета) (пункт 13 Порядка).
Аналогичные разъяснения даны и в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрена необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, в том числе во вредных условиях труда, соответствующими справками и другими документами, подтверждающими характер и условия труда, а также полную занятость лица, обращающегося за назначением пенсии.
Согласно записям в трудовой книжке истца, он работал в Кунгурском управлении разведочного бурения производственного объединения "Пермнефть":
с 21 мая 1986 года по 18 апреля 1990 года в качестве начальника смены РИТС-1,
с 19 апреля 1990 года по 14 апреля 1994 года в должности заместителя начальника РИТС-2 по технологии бурения.
Не подтверждено доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости по данному спору, что истец постоянно работал инженером по бурению, старшим инженером по бурению, занятым на производственных участках или непосредственно занятым на буровых.
В соответствии с Квалификационными характеристиками должностей руководителей и специалистов нефтяной промышленности (л. д. 21-24, 38- 40) должности заместителя начальника районной инженернотехнологической службы (РИТС) и начальника смены инженернотехнологической службы, инженера по бурению являются типовыми, однако должности заместителя начальника районной инженерно-технологической службы (РИТС) и начальника смены инженерно-технологической службы, в отличие от инженера по бурению, в Список N 2 не включены.
При таких обстоятельствах заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы ответчика, что истец не имеет права на назначение досрочной пенсии по старости.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы в Кунгурском управлении разведочного бурения производственного объединения "Пермнефть":
с 21 мая 1986 года по 18 апреля 1990 года в качестве начальника смены районной инженерно-технологической службы N 1,
с 19 апреля 1990 года по 14 апреля 1994 года в должности заместителя начальника РИТС-2 по технологии бурения, - в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (пункты 1 и 4 части первой статья 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Без включения указанного спорного периода работы в специальный стаж оснований для назначения истцу трудовой пенсии с 12 сентября 2014 года по достижении возраста 55 лет не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 17 февраля 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Худякова А.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кунгуре и Кунгурском районе Пермского края о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы с 21 мая 1986 года по 14 апреля 1994 года и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 12 сентября 2014 года - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.