Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Маштачковой Л.Ф.,
судей областного суда Лавровой С.Е., Сорокиной О.А.,
при секретаре Бабушкиной Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Лавровой С.Е.
по апелляционной жалобе Олейника А.А.
на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 26 января 2015 года
по заявлению Олейника А.А. к администрации муниципального образования ЗАТО Знаменск Астраханской области об оспаривании пункта 2.11 протокола N 76 от 18 ноября 2014 года решения комиссии по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства,
УСТАНОВИЛА:
Олейник А.А. обратился с заявлением в суд к администрации ЗАТО Знаменск Астраханской области о признании недействующим решения комиссии по переселению граждан из закрытого административно-территориального образования (далее ЗАТО) Знаменск Астраханской области на новое место жительства, оформленное протоколом N 76 от 18 ноября 2014 года в части пункта 2.11 с даты его принятия и возложении обязанности на комиссию по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства принять решение о переселении Олейника А.А. способом выплаты денежной компенсации за добровольно отчуждаемое им в пользу муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" жилое помещение, расположенное в г "---" общей площадью "---" кв. м, принадлежащее последнему на праве собственности и направить указанное решение в администрацию ЗАТО Знаменск в течение 10 рабочих дней с момента его принятия.
В обоснование заявленных требований Олейник А.А. указал, что с 05 ноября 2001 года он включен в списки по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства в соответствии с программой, реализуемой на территории указанного ЗАТО во исполнение части 2 пункта 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" и Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам". Согласно списку очередников, утвержденного на заседании комиссии по переселению 17 мая 2013 года он состоит в списке очередников на получение денежной компенсации за добровольно отчуждаемое в пользу ЗАТО Знаменск жилое помещение. По состоянию на ---- его порядковый номер "---". 19 ноября 2014 года он получил выписку из протокола N 76 заседания комиссии по переселению граждан из ЗАТО Знаменск на новое место жительства от 18 ноября 2014 года, в пункте 2.11 которого указано, что ему отказано в выплате денежной компенсации за добровольно отчуждаемое в пользу администрации ЗАТО Знаменск жилое помещение, расположенное в "---" площадью "---" кв.м. С указанным решением он не согласился, поскольку оно вынесено в соответствии с Положением о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан ЗАТО Знаменск, опубликованное в еженедельной газете "---" N--- от ----, которое противоречит нормам вышеприведенных нормативных актов. Кроме того, полагает, что комиссией по переселению граждан на новое место жительства при принятии решения по его заявлению неправильно трактовался пункт 3 вышеприведенного Положения, согласно которому, переселение на новое место жительства граждан ЗАТО Знаменск осуществляется двумя способами: путем предоставления жилых помещений по новому месту жительства и путем выплаты денежной компенсации. При этом полагает, что пункт 3 Положения не регулирует правоотношения по выплате денежной компенсации гражданам, прямо указывая на то, что данный пункт регулирует правоотношения при обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Знаменск. Полагает, что комиссия по переселению граждан из ЗАТО Знаменск не имела права ему отказать, так как само Положение не предусматривает основания для отказа в выплате компенсации гражданам, включенным в списки на переселение. Считает, что указанное решение принято комиссией с превышением полномочий, регламентирующих ее деятельность и перечисленных в Положении. Указывает, что данным решением комиссии нарушены его права, в частности, право на свободу передвижения и выбор места жительства. Просит признать недействующим решение комиссии по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства, оформленное протоколом N 76 от 18 ноября 2014 года в части пункта 2.11 с даты его принятия и возложить обязанность на комиссию по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства принять решение о переселении Олейника А.А. способом выплаты денежной компенсации за добровольно отчуждаемое им в пользу муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" жилое помещение, расположенное в "---" общей площадью "---" кв. м, принадлежащее ему на праве собственности и направить указанное решение в администрацию ЗАТО Знаменск в течение 10 рабочих дней с момента его принятия.
В судебное заседание заявитель Олейник А.А. не явился, направив представителя по доверенности. Представитель заявителя Аврамук А.В. в судебном заседании поддержала указанные в заявлении доводы Олейника А.А., просила их удовлетворить.
Представитель администрации ЗАТО Знаменск Котова И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований Олейнику А.А. в полном объеме.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 26 января 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Олейник А.А. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
На заседание судебной коллегии не явились стороны, учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, исследовав представленные доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.
Пунктом 2 статьи 7 данного Закона предусмотрено, что если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения (абзац первый); граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (абзац второй).
На основании этого нормативного предписания Правительство Российской Федерации 11 января 2001 года приняло постановление N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам". Это Постановление устанавливает порядок обеспечения жильем переезжающих из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства граждан или выплаты им компенсаций.
Пунктом 2 указанного постановления определено, что переселение граждан из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства и обеспечение их жильем осуществляются органом местного самоуправления этого административно-территориального образования.
На основании пункта 4 обеспечение жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования, осуществляется при условии сдачи органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании.
Пунктом 6 Постановления администрация закрытого административно-территориального образования по согласованию с гражданами, переезжающими на новое место жительства без получения субсидий на строительство или приобретение жилья, предоставляет денежную компенсацию за передаваемое ими в муниципальную собственность жилье, находящееся у граждан на праве собственности.
Совокупность приведенных правовых норм свидетельствует о том, что органы местного самоуправления должны обеспечить граждан, переезжающих из ЗАТО на другое место жительства, жилым помещением, либо выплатить компенсацию за сдаваемое жилье по согласованию с ними. При этом, независимо от того, каким способом будут реализованы меры государственной поддержки в отношении указанных граждан, данные граждане обязаны передать органу местного самоуправления административно-территориального образования занимаемое ими муниципальное жилье или совершить действия по добровольному отчуждению в пользу указанного органа местного самоуправления жилья, принадлежащего им на праве собственности и расположенного в этом закрытом административно-территориальном образовании.
Пунктом 8 Постановления от 11 января 2001 года N 23 органам местного самоуправления ЗАТО рекомендовано принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию данного Постановления.
Во исполнение этого положения решением N 46 Совета муниципального образования "ЗАТО г. Знаменск" от 10 июля 2014 года утверждено Положение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан ЗАТО Знаменск, которое вступило в силу 12 ноября 2014 года и действовало до 31 декабря 2014 года.
Согласно пункту 3 Положения обеспечение жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Знаменск, осуществляется при условии сдачи ЗАТО Знаменск занимаемого ими муниципального жилья или добровольного отчуждения в пользу ЗАТО Знаменск жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности и расположенного в ЗАТО Знаменск. Под добровольно отчуждаемым жильем, принадлежащим гражданам на праве собственности и расположенным в ЗАТО Знаменск, понимается жилое помещение, ранее предоставленное претендующим на переселение гражданам по договору социального найма или договору найма специализированного жилого помещения и переданное в собственность указанным гражданам в порядке приватизации.
При этом указано, что жилые помещения, приобретенные гражданами на иных условиях (купли-продажи, мены, пожизненной ренты) не могут быть отчуждены в пользу администрации ЗАТО Знаменск при обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Знаменск.
Судом установлено, что 05 ноября 2001 года Олейник А.А. включен в списки по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства в соответствии с программой, реализуемой на территории указанного ЗАТО во исполнение части 2 пункта 7 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" и Постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам".
Согласно списку очередников, утвержденному на заседании комиссии по переселению 17 мая 2013 года он состоит в списке очередников на получение денежной компенсации за добровольно отчуждаемое в пользу ЗАТО Знаменск жилое помещение, по состоянию на ---- его порядковый номер "---"
Отказывая Олейнику А.А. в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что решение комиссии по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства принято в соответствии с Положением о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан ЗАТО Знаменск, утвержденным решением Совета муниципального образования "ЗАТО г. Знаменск" N 46 от 10 июля 2014 года, поскольку у Олейника А.А. право на жилое помещение, расположенное в "---", возникло на основании договора купли-продажи.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, противоречащие федеральному законодательству, не подлежат применению. В силу прямого действия Конституции Российской Федерации в отношении соблюдения всеми субъектами правоотношений федеральных законов эти требования применяются в качестве общего правила.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года N 23 на администрацию ЗАТО по согласованию с гражданами, переезжающими на новое место жительства без получения субсидий на строительство или приобретение жилья, возложена обязанность предоставления денежной компенсации за передаваемое ими в муниципальную собственность жилье, находящееся у граждан на праве собственности. Органам местного самоуправления ЗАТО рекомендовано принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию данного Постановления.
Указанный нормативный правовой акт является частью специального законодательства, имеет приоритет в сфере регулирования отношений по обеспечению жильем граждан, переезжающих из ЗАТО. Положения решения N 46 Совета муниципального образования "ЗАТО г. Знаменск" от 10 июля 2014 года, обеспечивающие реализацию Постановления от 11 января 2001 года N 23 не могут ему противоречить, как акту, имеющему большую юридическую силу.
Установив в решении N 46, что под добровольно отчуждаемым жильем, принадлежащим гражданам на праве собственности и расположенным в ЗАТО Знаменск, понимается жилое помещение, ранее предоставленное претендующим на переселение гражданам по договору социального найма или договору найма специализированного жилого помещения и переданное в собственность указанным гражданам в порядке приватизации, а жилые помещения, приобретенные гражданами на иных условиях (купли-продажи, мены, пожизненной ренты) не могут быть отчуждены в пользу администрации ЗАТО Знаменск при обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО Знаменск, Совет муниципального образования "ЗАТО г. Знаменск" фактически установил иной порядок предоставления денежной компенсации за передаваемое ими в муниципальную собственность жилье, ограничив перечень жилых помещений, за отчуждение которых предусмотрена компенсация федеральным законодательством. Тогда как постановлением от 11 января 2001 года N 23 на орган местного самоуправления ЗАТО возложена обязанность по непосредственному обеспечению жильем выезжающих из ЗАТО граждан.
Вывод суда о приобретении заявителем жилого помещения большей площади свидетельствует о намерении получения денежной компенсации в большем размере, носит предположительный характер и не основан на каких либо доказательствах.
С учетом изложенного у комиссии по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства отсутствовали основания для отказа Олейнику А.А. в выплате денежной компенсации за добровольно отчуждаемое администрации ЗАТО Знаменск жилое помещение, а у суда первой инстанции для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку по делу установлены все юридически значимые обстоятельства, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и вынести новое решение, которым требования удовлетворить частично, признать пункт 2.11 протокола N 76 от 18 ноября 2014 года решения комиссии по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 26 января 2015 года отменить. Заявление Олейника А.А. к администрации муниципального образования ЗАТО Знаменск Астраханской области об оспаривании пункта 2.11 протокола N 76 от 18 ноября 2014 года решения комиссии по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства удовлетворить. Признать пункт 2.11 протокола N 76 от 18 ноября 2014 года решения комиссии по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства незаконным и отменить. Обязать комиссию по переселению граждан из ЗАТО Знаменск Астраханской области на новое место жительства рассмотреть вопрос о выплате Олейнику А.А. денежной компенсации за добровольно отчуждаемое в пользу администрации ЗАТО Знаменск жилое помещение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.