Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Брыкова И.И.,
при секретаре Чугуновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
18 мая
2015 года апелляционную жалобу Администрации Рузского муниципального района Московской области
на решение Рузского районного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу по заявлению Никитина Юрия Михайловича об оспаривании бездействия и понуждении заключить договор аренды земельного участка,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя Никитина Ю.М. - Смирновой Т.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Никитин Ю.М. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать бездействие администрации Рузского муниципального района Московской области в связи с незаключением договора аренды земельного участка незаконным; обязать администрацию Рузского муниципального района Московской области заключить с Афиногеновым И.А. договор аренды на 49 лет земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1 500 кв.м, категория земель- "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования- "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: "данные изъяты", из земель государственной неразграниченной собственности.
В обоснование указал, что им были выполнены все действия, установленные законодательством для приобретения земельного участка в аренду, однако Администрация Рузского муниципального района Московской области не предприняла никаких действий по предоставлению либо отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
Представитель заявителя Никитина Ю.М. в судебном заседании поддержала требования в полном объеме.
Представитель Администрации Рузского муниципального района Московской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Рузского районного суда Московской области от 23 марта 2015 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Рузского муниципального района Московской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с правилами ст. 30.1 в редакции на день возникновения спорных правоотношений:
1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.11.2011 N 349-ФЗ)
2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.11.2011 N 349-ФЗ)
3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ)
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 206-ФЗ)
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Как видно из материалов дела, 05.11.2013 г. Никитин Ю.М. обратился в администрацию Рузского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 1 500 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: "данные изъяты" из земель государственной неразграниченной собственности.
Сообщение о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка было опубликовано в газете Рузского района "Красное знамя" от 12.12.2013 г., выпуск N "данные изъяты".
На вышеуказанный земельный участок поступила заявка гр. Ганиевой Г.В.
Постановлением администрации Рузского муниципального района Московской области от 21.01.2014 г. N "данные изъяты" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте ответствующей территории, земельный участок отнесен к категории земель - "земли населенных пунктов", установлен вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" (л.д. 5).
По инициативе Никитина Ю.М. проведены кадастровые работы в отношении земельного участка.
07.07.2014 г. произведен кадастровый учет земельного участка, ему был присвоен кадастровый номер "данные изъяты"
10.07.2014 г. выдан кадастровый паспорт земельного участка, который был предоставлен в администрацию Рузского муниципального района Московской области.
Заявка Ганиевой Г.В. отозвана ею согласно заявлению, поступившему в администрацию Рузского муниципального района 21.10.2014 г.
Заявителю сообщено об отзыве заявки 31.12.2014 г. (л.д. 10).
10.03.2015 заявителю сообщено, что в соответствии с утвержденным Распоряжением Министерством имущественных отношений Московской области от 25 ноября 2014 г. N 12ВП-1305 порядком и сроками направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области администрация Рузского муниципального района направит проект постановления и договора на испрашиваемый участок на согласование в Градостроительный совет Министерства имущественных отношений Московской области. Вопрос о предоставлении в аренду земельного участка будет рассмотрен после получения заключения Градостроительного совета Министерства имущественных отношений Московской области.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации Рузского муниципального района Московской области в части непредоставления Никитину Ю.М. в аренду испрашиваемого земельного участка и незаключении договора аренды земельного участка в установленные законом сроки законным признать нельзя, в связи с чем у суда имеются правовые основания к удовлетворению заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия согласиться с выводами суда об удовлетворении заявления не может.
Суд не учел, что заявитель требований о признании бездействия в связи с неизданием в установленном ч. 43 ст. 30.1 ЗК РФ порядке соответствующего решения о предоставлении спорного земельного участка в аренду не заявлял.
Следовательно, в отсутствие принятого заинтересованным лицом решения о предоставлении спорного земельного участка в аренду у суда не имелось оснований для возложения на администрацию Рузского муниципального района обязанности по заключению договора аренды данного земельного участка.
Не может судебная коллегия согласиться и с выводом о признании незаконным бездействия заинтересованного лица в связи с незаключением договора аренды спорного земельного участка с заявителем.
Суд не дал никакой оценки тому обстоятельству, что после публикации заявка на земельный участок помимо Никитина Ю.М. была подана третьим лицом, которая ее отозвала заявлением, поступившим в администрацию Рузского муниципального района 21.10.2014 года.
Следовательно, с учетом требований ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ земельный участок не мог быть предоставлен в аренду иначе, чем путем проведения аукциона.
Исходя из положений ст. 38 ЗК РФ, установлен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу п. 1 данной статьи, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 30 указанного Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В соответствии с ч. 5 ст. 38 ЗК РФ в редакции на время возникновения спорных правоотношений продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.
Усматривается, что срок, в который должно быть принято такое решение, данной нормой не установлен.
Следовательно, оснований для принятия решения о предоставлении земельного участка без проведения аукциона до отзыва заявки Ганиевой Г.В. не имелось.
Кроме того, положения ст. 30.1 ЗК РФ необходимо применять во взаимодействии со ст. 30 (ч. 4) ЗК РФ, устанавливающей общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования, который включает в себя действия: проведение работ по формированию земельного участка, включающее подготовку документов для государственного кадастрового учета, определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключений объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, публикация сообщений о проведении торгов (аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков.
Поскольку на момент подачи заявления истца и по истечении двух недель после его подачи земельный участок сформирован не был, следовательно, исходя из требований пп. 1 ч. 4 ст. 30 после формирования спорного земельного участка и постановки его на кадастровый учет администрация Рузского муниципального района с учетом иных претендентов, кроме заявителя, обязана проинформировать население о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка как объекта земельных правоотношений.
Однако сведений о том, что такая публикация имела место, в материалы дела не представлено.
Следовательно, доводы заявителя о его исключительном праве на предоставление ему спорного земельного участка неосновательны.
Суд также не принял во внимание, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Московскойобласти от 24июля 2014г. N107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 10 июля 2014г. N35/96-П) органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом в силу требования ч 3 ст. 2 реализация полномочий, предусмотренных частями1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Указанные нормы вступили в действие с 01 января 2015 года.
В целях реализации указанных полномочий порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской соответствующих проектов решений и договоров аренды утверждены Распоряжением Министерством имущественных отношений Московской области.
Следовательно, предоставление земельного участка возможно с соблюдением установленного указанными нормативными актами порядка, который, как видно из материалов дела, не соблюден в полном объеме.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, бездействия администрации Рузского муниципального района в непредставлении в аренду Никитину Ю.М. спорного земельного участка не усматривается.
Поскольку выводы суда противоречат обстоятельствам по делу и не соответствуют требованиям материального закона, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в полном объеме и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Никитина Ю.М.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рузского районного суда Московской области от 23 марта 2015 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении заявления Никитина Юрия Михайловича об оспаривании бездействия и понуждении заключить договор аренды земельного участка отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.