Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Алиевой Э.З.
судей - Магамедова Ш.М. и Магадова А.В.
при секретаре судебного заседания Алишаеве А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джамалудинова С. М. к ООО "СБСВ-Клгочавто КВМ" о возмещении вреда здоровью, возмещение морального вреда, материального вреда и судебных расходов по апелляционной жалобе истца на решение Каспийского городского суда РД от 18 февраля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Магамедова Ш.М., выслушав объяснения истца Джамалудинова С.М., просившего решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джамалудинов С.М. обратился в Каспийский городской суд с иском к ООО "СБСВ-Ключавто КВМ" о возмещении вреда здоровью в размере N руб., возмещения морального вреда в размере N руб., материального вреда в сумме N руб. и судебных расходов в сумме N рублей.
Исковые требования обоснованы тем, что у него в собственности имеется автомобиль "Ситроен С4 Гранд Пикассо", гос.номер N, 2009 года выпуска. В конце января 2014 г. у его автомобиля произошла поломка: он перестал заводиться по неизвестной ему причине. Произведенная диагностика показала ошибку N 1586 (низкое напряжение датчика давления топливной рейки, расходомера). Однако не было возможности расшифровать данную ошибку и устранить его на территории Республики Дагестан, в связи с чем он позвонил в "Ситроен сервис" по горячей линии, где ему по телефону посоветовали, чтобы он доставил автомобиль в ближайший Сервис-центр Ситроен, который находится в г. Минеральные Воды.
Он позвонил в Ситроен Центр Минеральные Воды и договорился о приёме его машины на ремонт.
3 марта 2014 г. на частном автомобиле "Газель", заплатив N руб. и N руб. за эвакуатор, он привёз машину на ремонт Ситроен Центр Минеральные Воды, который находится на расстоянии 650 километров от места его жительства.
Утром 04 марта 2014 г. его машину приняли на ремонт, а ему сказали подождать, пока сделают диагностику.
Диагностика, сделанная в указанном Центре, подтвердила ошибку N1586, но устранить ее не смогли. Мастер-приемщик несколько раз выходил к нему и сообщал, что он подозревает поломку ТНВД (топливный насос высокого давления). Он ответил мастеру, что ТНВД он проверял, и он исправлен. Вечером того же дня, часам к шести, ему сказали, что они не могут исправить машину, а также то, что для углубленной диагностики и с помощью других сервисов им необходимо 3-4 дня, в связи с чем ему предложили уехать домой или остаться ждать в гостинице.
Он начал переживать по поводу неквалифицированно оказанной услуги и с этого времени у него начались головные боли. С учетом того, что необходимо было ждать продолжительное время, а проживание в гостинице потребует дополнительные материальные затраты, которые для него, неработающего инвалида, являются обременительными, он вернулся в г. Каспийск.
Ему из Сервис центра так никто и не позвонил, в связи с чем он стал еще больше переживать. Через неделю он сам туда позвонил, и ему по телефону сказали, что не исправлен ТНВД, в связи с чем его надо тщательно проверить или купить новый.
Московский Ситроен-сервис подтвердил неисправность ТНВД и ему предложили за свои средства приобрести новый топливный насос высокого давления.
Поскольку заказать по интернету оригинал данной запасной части было дорого (от 53 до 68 тыс. руб.), он по интернету нашёл фирму по продаже бывших в употреблении запчастей в г. Санкт-Петербурге.
Он поехал в г. Санкт-Петербург через Москву, купил ТНВД, привёз в Москву и сдал на проверку.
На следующий день забрал с проверки ТНВД и решил отдохнуть, так как тяжелую (12кг) ТНВД пришлось таскать самому на одной ноге по всему Санкт-Петербургу и г. Москве.
В связи с изложенными обстоятельствами он стал чувствовать себя хуже, у него появилась тревога, усилились головные боли, в теле появилась вялость.
22 марта 2014 г он приехал в г. Минеральные Воды в Ситроен сервис, где старший мастер сказал ему, что установка ТНВД будет стоит N рублей, а если машина после установки ТНВД не заведется, то за установку не надо будет платить.
Он просидел в офисе целый день и вечером в 9 часов поехал домой, так как после замены ТНВД машина не завелась. После приезда домой у него начались головные боли, раздражительность и бессонница. Он пошёл в городскую поликлинику к невропатологу и тот сказал, что у него нервный срыв и назначил курс лечения. Около 3 месяцев длилось лечение и два месяца санаторно-курортное лечение.
В конце марта ему позвонили из Ситроен центра г. Минеральные Воды и сказали, что их мастер предполагает, что у его автомобиля была поломана не ТНВД, а неисправен ЭБУ (электронный блок управления) или EGR (система рециркуляции выхлопных газов). Он попросил сделать заключение в письменном виде, однако ему в этом было отказано. Ещё через два дня ему позвонили из Ситроен центра г. Минеральные Воды и сообщили, что машина завелась, причина поломки установлена - неисправность EGR (система рециркуляции выхлопных газов). Предложили сделать ремонт (приобрести EGR стоимостью около N руб., оплатить ремонтные работы около N руб.).
Он отказался от услуг данного Сервиса, так как посчитал их не профессионалами, потому что в течение месяца не смогли определить неисправность в его автомобиле, и по их вине им был приобретен в г. Санкт-Петербурге ТНВД, в замене которого не было необходимости, хотя указанный Сервис является авторизованным предприятием.
05 апреля 2014 он поехал в Сервис в г. Минеральные Воды, оплатил за услуги N рублей и забрал машину.
Приехав домой на следующий день, позвонил друзьям и заказал EGR. На третий день привезли EGR, в тот же день он заменил EGR с мастером. Начали заводить, то есть крутить стартером, одновременно прогоняя воздух с системы. После второй попытки стартер перестал работать. Решили снять стартер и отнести к мастеру. Когда сняли стартер, он удивился: откуда у него в машине новый стартер. С другом на машине отвезли стартер, мастер посмотрел и сделал следующее заключение: зубцы редуктора стерты, и стартер ремонту не подлежит, так как стартер 1,4 кВт слабый на дизельный двигатель, на него необходимо устанавливать стартер не меньше 2,2кВт.
После этого он позвонил в Ситроен центр г. Минеральные Воды старшему мастеру. На вопрос: "Почему ему поменяли стартер?", мастер сказал, что он сгорел, а на вопрос: "Почему его не предупредили об этом, когда он забирал машину?", ответили, что в этом не было необходимости. Также он попросил вернуть ему его старый стартер. Но в этом ему отказали. Вместо старого стартера через два месяца прислали новый мощностью 1.4кВт, который не подходит к его автомобилю.
Он тогда заказал новый стартер 2,2 кВт который обошелся ему в N руб. у друзей в Москве и установил на автомобиль за N рублей.
Вследствие указанных действий сотрудников ООО "СБСВ-КЛЮЧАВТО КМВ" Ситроен Центр Минеральные Воды, связанных с непрофессиональным оказанием услуг по ремонту принадлежащего ему автомобиля, у него ухудшилось состояние здоровья, и он 26 марта 2014 года обратился к врачу с жалобами на головные боли, головокружение, шум в голове, бессонница, раздражительность, учащенное сердцебиение, чувство страха, озноб в теле, утомляемость.
Врач назначил лечение, которое проходил сначала амбулаторно, на что затрачены его личные средства на сумму N ( N) руб., а затем стационарно в ФГКУ "Санаторий "Семеновское" ФСБ России, на что затрачены его личные средства на сумму N рублей.
Кроме того, действиями сотрудников ООО "СБСВ-КЛЮЧАВТО КМВ" Ситроен Центр Минеральные Воды причинен моральный вред (физические и нравственные страдания), что подтверждается медицинскими документами и который он оценивает в сумму N ( N) рублей.
Судом по делу постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Джамалудинова С. М. к ООО "СБСВ-Ключавто КВМ" о возмещении вреда здоровью в сумме N рублей N) рубля, взыскании имущественного вреда в размере N ( N) рубль, морального вреда в размере N ( N) рублей и взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере N ( N) тысяч рублей отказать".
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене и постановлении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что согласно договору (заказ-наряду) от 05.04.2014г. между истцом и ответчиком, ответчик должен был заменить на автомобиле ТНВД и EGR, а замена стартера заказ-нарядом не была предусмотрена.
Вывод суда о том, что суду не представлены доказательств, свидетельствующих, что ответчиком произведены работы по замене на автомобиле истца стартера не соответствуют действительности, поскольку пакет, в котором ему прислали стартер, от Ключавто, сам стартер японской фирмы Мицубиси, на коробке от стартера также имеется стикер, на котором имеется надпись - made in Japan, что указывает на то, что представленная коробка именно от данного стартера, где также указано, что заказчиком был Ситроен центр, а исполнителем торговая компания УТС. Конструктивные особенности и габариты стартера и картонной коробки также полностью совпадают.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика приводит доводы о законности и обоснованности решения суда, которое просит оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее возражений на нее, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно Правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 года N290, ремонт автомобиля заказчика осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме, т.е. согласно:
п. 13. Исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать заявленную услугу (выполнить заявленную работу);
п. 15. Договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения:
а) фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) организации - исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в) дата приема заказа, сроки его исполнения. В случае если оказание услуг (выполнение работ) осуществляется по частям в течение срока действия договора, в договоре должны быть соответственно предусмотрены сроки (периоды) оказания таких услуг (выполнения таких работ). По соглашению сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг (выполнения работ);
г) цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;
д) марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
е) цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
ж) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
з) перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены;
и) гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
к) должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись потребителя;
л) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ).
Как установлено судом, на автомобиле истца "Ситроен С4 Гранд Пикассо" произошла поломка, которую ему не удалось устранить по месту своего жительства, где при производстве диагностики установили ошибку под N1586, что означает неисправность в топливном насосе высокого давления.
В связи с указанной неисправностью истец, по своей инициативе связавшись по телефону с сервис центром ООО "СБСВ-КЛЮЧАВТО КВМ", на эвакуаторе доставил автомобиль в г. Минеральные Воды.
Требование истца о взыскании с ответчика стоимости перевозки автомобиля до Минеральных Вод суд счел подлежащим отклонению, поскольку на момент, когда истец созванивался с ответчиком с целью выяснения возможности диагностирования его автомобиля в указанном сервис-центре, автомобиль уже был неисправен и перемещение автомобиля в сервис центр являлось желанием и инициативой самого истца, и какого либо отношения к указанным действиям ответчик не имел.
4 марта 2015 года ответчик согласно заказ-наряду принял автомобиль на диагностику, где была подтверждена ранее установленная по месту жительства истца неисправность ТНД насоса и установлена неисправность клапанов EGR. Истцу была предложена их замена на запасные части, имеющиеся в наличии у ответчика.
Однако, как установлено судом и не отрицается истцом, Джамалудинов не согласился принять условия ответчика, а приобрел в г. Санкт-Петербурге ТНВД, бывшей в употреблении.
С учетом изложенного, суд счел требования истца о взыскании с ООО "СБСВ-КЛЮЧАВТО КВМ" стоимости поездки в г. Санкт Петербург и обратно через Москву, стоимости ТНВД (насоса) и его диагностики в г. Москве необоснованными, поскольку какой либо причинной связи с действиями ответчика не имеют.
Истцу в ходе проведенной диагностики ответчиком было также рекомендовано заменить клапана EGR, однако он отказался от их замены, что не отрицает и сам истец.
По окончании ремонта истец, согласившись с произведенным ремонтом и получив в установленные сроки автомобиль, выехал по месту своего жительства.
Исходя из заказ-наряда N4000518 от 05.-04.2014 года истцом все выполненные по его автомобилю работы были приняты без замечаний и претензий к качеству проведенных работ.
Утверждения истца, что ему некачественно произведены ремонтные работы, какими-либо доказательствами не подтверждены.
Между тем, согласно п. 41 вышеуказанных Правил требования, связанные с недостатками оказанной услуги (выполненной работы), могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в ходе оказания услуги (выполнения работы) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в течение гарантийного срока.
Каких-либо письменных претензий, направленных в адрес ответчика, по причинам некачественного ремонта в установленный 6-месячный гарантийный срок истцом суду не представлено.
Требования истца о взыскании с ответчика стоимости стартера, который был заменен на его автомобиле без его ведома, суд также счел необоснованными, поскольку в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждения факт производства ответчиком работ по замене на автомобиле истца стартера. Данных, свидетельствующих, что истец официально обращался в указанный сервис центр ООО "СБСВ-КЛЮЧАВТО КВМ" с претензией по факту замены стартера на его автомобиле, суду также не представлено.
Требования истца о взыскании вреда здоровью, причиненного действиями ответчика, а именно взыскание расходов на лечение, санаторно-курортное лечение, суд счел несостоятельными, так как причинной связи между действиями ответчика и заболеваниями, имеющимися у истца, не установлено.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку судом не установлено совершение ответчиком действий, нарушающих права истца, в удовлетворении данного требования истца также обоснованно отказано.
В связи отказом в удовлетворении основных исковых требований истца Джамалудинова С.М. суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для его отмены по доводам апелляционной жалобы, которые направлены на переоценку доказательств, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каспийского городского суда РД от 18 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.