Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 26 января 2015 года по делу
по иску В.В.А. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу N 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации города Алейска Алтайского края о признании постановления Администрации города Алейска Алтайского края незаконным и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.В.А. обратился в суд с иском о признании постановления Администрации города Алейска Алтайского края "О включении квартиры в число служебных" незаконным и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации обосновывая тем, что на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного 63 квартирно-эксплуатационной частью, он занимает ведомственное жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес". Данное жилое помещение находится в военном городке города Алейска, который до издания распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее не участвовал. Истец обратился с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны РФ о передаче в собственность квартиры в многоквартирном доме. К заявлению были приложены все необходимые для приватизации документы. В письменном ответе ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны РФ было указано, что согласно имеющихся у них сведениям "адрес" включена в специализированный жилищный фонд Минобороны РФ на основании постановления Администрации города Алейска от 30 ноября 2014 года N 1134 и в последующем из указанной категории жилья не исключалась. Согласно ответу ФГКУ "Сибирское ТУИО" следовало, что заключить с ним договор передачи в собственность жилого помещения, либо дать разрешение на приватизацию не представляется возможным, так как полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений не делегированы.
С указанными ответами истец не согласен, поскольку в соответствии с пунктом 7 приказа Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года N 1871 "О реорганизации Федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ было реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и других учреждений, указанных в приложении N 5 к данному приказу.
Как следует из приложения N 5 к Приказу МО РФ в перечень федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений МО РФ, реорганизуемых путем присоединения к ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ вошла и Алейская квартирно-эксплуатационная часть.
Усматривает, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" в соответствии со статьей 6 Закона "О приватизации ... " является государственным предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо государственным учреждением, в оперативное управление которого был передан жилищный фонд, в связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении заявления не имеется.
Учитывая вышеизложенное, просил признать пункт 11 постановления Администрации города Алейска от 30 ноября 2004 года N 1134 в части включения "адрес" Алтайского края незаконным; признать за ним право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 26 января 2015 года исковые требования В.В.А. удовлетворены.
Пункт 11 Постановления Администрации города Алейска Алтайского края от 30 ноября 2004 года N 1134 в части включения "адрес" Алтайского края в число служебных признан незаконным.
За В.В.А. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - "адрес" Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения городского суда.
В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на то, что судом неправильно определены обстоятельства по делу и применены нормы права. Спорное жилое помещение было предоставлено истцу в качестве служебного. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации военный городок г.Алейска Алтайского края был включен в перечень жилищного фонда, имеющего статус закрытого военного городка. Исключение военного городка из числа закрытых военных городков не влечет за собой снятие с жилых помещений статуса "служебных". Только Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд, а также об исключении из указанного фонда. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил Российской Федерации предназначены не для постоянного, а преимущественно для временного проживания военнослужащих (т.е. на время их военной службы) и юридически приравнены по статусу к служебным жилым помещениям. Указанно, что судом не исследованы такие обстоятельства, как наличие или отсутствие трудовых отношений.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
Ответчик в письменном ходатайстве указал, что доводы апелляционной жалобы поддерживает, просил рассмотреть жалобу в его отсутствии.
В суде апелляционной инстанции представитель истца В.В.А. - А.Д.В. возражал против доводов апелляционной жалобы ответчика.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не представили, в связи с чем, судебная коллегия в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения истца и ее представителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Как усматривается из материалов дела, истец В.В.А. зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной в военном городке города Алейска Алтайского края по "адрес", что подтверждается выпиской из поквартирной карточки (домовой книги) от ДД.ММ.ГГ.
По данным ордера *** от ДД.ММ.ГГ указанное жилое помещение было предоставлено В.В.А. на состав семьи из трех человек ( В.В.А., его жена - И,В.., сын - И..
Жена и сын истца сняты с регистрационного учета по данному адресу 10 июня 2003 года, что подтверждается справкой РЭУ *** "Барнаульский" ОАО "Славянка" *** от ДД.ММ.ГГ.
Как следует из сообщения Архивного отдела Администрации города Алейска Алтайского края от 13 ноября 2014 года N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГ *** постановлением Администрации города Алейска Алтайского края от 30 ноября 2004 года N 1134 "адрес" Алтайского края включена в число служебной жилой площади (пункт 11 Приложения 1).
На момент принятия решения о включении спорного жилого помещения в число служебных действующее законодательство предусматривало определенный порядок отнесения и признания жилых помещений к служебным.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст.101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
На основании ст.104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу ст.47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Из анализа вышеуказанных норм права усматривается, что признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо о того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение, кроме того, служебные жилые квартиры при установлении им такого статуса должны быть свободными.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиками в нарушение ст.56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено допустимых доказательств, с достаточностью и достоверностью свидетельствующих о присвоении спорной квартире статуса служебного с соблюдением вышеуказанных процедур. На момент включения Администрацией города Алейска Алтайского края спорного жилого помещения в числе служебных оно не являлось свободным и было выделено и заселено В.В.А. и его семьей на условиях социального найма. В представленном ордере *** от ДД.ММ.ГГ не указано, что В.В.А. предоставляется служебное жилое помещение, вынесенное постановление о включении спорной квартиры в число служебных, свидетельствует о нарушении порядка предоставления служебного жилого помещения. Договор найма служебного жилого помещения с истцом не заключался. По изложенным основаниям, не может свидетельствовать о придании статуса служебного жилого помещения и наличии в ордере красной полосы при отсутствии на момент его выдачи соответствующего решения уполномоченного органа.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, а доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение имеет статус "служебного", противоречат вышеизложенным обстоятельствам дела и не влекут отмену решения суда.
В соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В силу ст. 10 ЖК РСФСР граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N 752-р город Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
Согласно справки Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Алейска Алтайского края от 13 ноября 2014 года N 696 в реестре муниципальной собственности города Алейска жилое помещение - "адрес" отсутствует.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1079-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ Алтайский край исключен.
Пунктом 7 Приказа Министерства обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20 декабря 2010 года приказано реорганизовать ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Минобороны Российской Федерации, указанных в приложении N 5 к настоящему приказу.
В приложении N5 к Приказу Министерства обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года значится Алейская квартирно-эксплуатационная часть.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N2 по г.Чите внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года.
Из передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ следует, что Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложению передан и жилой дом, в котором проживает истец по "адрес" в "адрес".
Тип федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменен на Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года N 422-р.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N1053 Минобороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ответу ФГКУ "Сибирское ТУИО" *** от 15 октября 2014 года В.В.А. отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения со ссылкой на то, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений Минобороны РФ не делегированы.
При указанных обстоятельствах, исходя из того, что истец ранее участия в приватизации не принимал, что подтверждается справками Алейского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, суд обосновано принял решение об удовлетворении иска.
Ссылка ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации на отсутствие у них полномочий по передаче жилья в собственность граждан в силу изложенного не могут служить препятствием для реализации истцами права, предусмотренного действующим законодательством.
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную) о чем указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Ссылка в жалобе на то, что жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, а не лиц гражданского персонала, правового значения для разрешения спора не имеют. В данном случае спорные правоотношения не регулируются Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено достаточных доказательств того, что жилое помещение предоставлено истцу на иных условиях, чем на условиях договора социального найма.
Доводы жалобы о том, что суд не исследовал наличие или отсутствие трудовых отношений истца с Министерством обороны Российской Федерации, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку спорная квартира была предоставлена майору В.В.А. в 2002 году в связи с военной службой в войсковой части в г. Алейске, законность заселения и проживания истца в указанном жилом помещении не оспаривается ответчиками.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Министерства обороны РФ обязанности в обеспечении жильем гражданского персонала, не имеющего связи с Министерством обороны, также не может служить основанием для отмены вышеуказанного решения,
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и обоснованно признанных несостоятельными. Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства установил правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допустил.
руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 26 января 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.