Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Храмцовой В.А.
судей Бусиной Н.В., Александровой Л.А.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Ш.Е.И., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.А.Е., к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу N 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаульский Е.И., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.А.Е., обратился в суд к ответчикам с иском о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации (по 1/2 доле каждому) на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований истец указал, что он занимает вышеуказанную квартиру на основании ордера от ДД.ММ.ГГ N ***, выданного КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа. После рождения в указанной квартире стала проживать несовершеннолетняя дочь истца, Ш.А.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, позже была зарегистрирована. Данное жилое помещение находится в военном городке, который до издания распоряжения Правительства РФ от 11.10.2011 считался закрытым.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 года граждане, занимающие жилые помещения в государственном муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, в общую собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
ДД.ММ.ГГ он обратился по вопросу приватизации жилого помещения в Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ, в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, в Территориальный отдел *** ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны РФ.
Из ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ поступил ответ, согласно которому уполномоченным органом Минобороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ определен Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Минобороны РФ, к числу которых отнесено ФГКУ "Центррегионжилье". Одновременно сообщается, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Из Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, Территориального отдела N2 ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны РФ ответ не поступил.
В связи с изложенным истцом заявлены вышеуказанные требования.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
Признано за Шаульским Е.И., Ш.А.Е. право общей долевой собственности (по 1/2 доле каждому) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИО" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что спорное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного на время исполнения трудовых обязанностей. Истец не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, им не соблюдены требования, необходимые для обеспечения жильем по договору социального найма. Доказательств, подтверждающих факт обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о признании истца нуждающимся в жилом помещении на условиях социального найма, не имеется. Полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность, а так же информацию о статусе квартиры в порядке установленном Федеральным законом от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приказом Министерства обороны РФ от 30.09.2010 года N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 года N1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ", возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и его региональные управления, в частности ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ. Кроме того ответчик указывает на отсутствие в материалах дела сведений о месте и должности прохождения истцом службы, когда и по какому основанию был уволен, а так же на неполноту исследования судом вопроса о правообладателе спорного жилого помещения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомляли, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннотних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
На основании ст. 214, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В силу п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного вышеуказанным Указом Президента РФ, определен перечень полномочий Минобороны России, в том числе управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением (пп.68 п.7 Положения).
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 уполномоченным органом Минобороны России по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых отнесено, в том числе, ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что Минобороны России является уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил РФ, который может осуществлять свои полномочия через свои органы управления и специализированные организации.
Удовлетворяя исковые требования о признании за истцами права общей долевой собственности в порядке приватизации, суд первой инстанции исходил из того, что истцы ранее не принимали участие в приватизации, зарегистрированы в спорной квартире, жилое помещение было предоставлено уполномоченным органом для постоянного проживания, без установления срока договора, истцы выразили в установленном порядке намерение приватизировать квартиру, однако их право на приватизацию нарушено, поскольку спорная квартира в собственность истцов в установленный срок после обращения с заявлением не передана.
Данные выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, являются законными и подтверждены исследованными доказательствами.
Судом установлено, что истец Ш.Е.И ... с дочерью Ш.А.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной в военном городке "адрес", что подтверждается выпиской из поквартирной карточки (домовой книги) от ДД.ММ.ГГ года, справкой РЭУ N 01 "Барнаульский" ОАО "Славянка" *** от ДД.ММ.ГГ года. Данная квартира предоставлена истцу Ш.Е.И. на состав семьи из трех человек ( Ш.Е.И.., его жена - С.Н., сын - С., на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ года, где не отражено наличие у квартиры статуса служебной, либо срочного характера договора найма жилого помещениям. При этом отсутствуют сведения о заключении договора найма жилого помещения в письменной форме.
В соответствии с выпиской из лицевого счета от ДД.ММ.ГГ года, выданной начальником Алейского РЭУ N01, дом по "адрес" принадлежит департаменту имущественных отношений МО РФ, лицевой счет открыт на Ш.Е.И.
В порядке, предусмотренном Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", истец Ш.Е.И ... обратился в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения.
Однако в приватизации жилья фактически было отказано.
В силу ст.104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно ст.101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления в ДД.ММ.ГГ году Ш.Е.И. спорной квартиры, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. Жилое помещение в доме жилищно-строительного кооператива могло быть включено в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива.
Из данной нормы следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения уполномоченного органа о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду оно принадлежит.
В материалах дела имеются сообщение архивного отдела администрации города Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и справка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***, согласно которым, сведения о включении квартиры по "адрес", в число служебных жилых помещений Алейского гарнизона, а так же в реестре объектов муниципальной собственности города Алейска в отношении указанной квартиры отсутствуют. Однако, имеется передаточный акт, при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГ года, из которого следует, что Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложения передан и жилой дом, в котором проживают истцы по "адрес".
Вместе с тем при получении квартиры в ДД.ММ.ГГ году до истца не был доведен статус занимаемого жилого помещения.
Стороной ответчика в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения.
Напротив, судом правильно установлено и следует из материалов дела, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма.
Данный вывод сделан судом на основе анализа содержания ордера *** от ДД.ММ.ГГ года, в котором отсутствует указание на предоставление служебного жилого помещения и отсутствует "красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам, отсутствия договора найма служебного жилого помещения, а также на основе сообщения архивного отдела администрации города Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и справки комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что спорная квартира к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях договора социального жилищного найма.
Довод жалобы ответчика о том, что истцы не признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и ими не соблюдены требования, необходимые для обеспечения жильем по договору социального найма, не может быть принят во внимание, поскольку нуждаемость в данном случае не является обязательным условием для предоставления жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Кроме того, ответчик в жалобе ссылается на полное неисследование вопроса о правообладателе спорного жилого помещения. Однако данный довод является несостоятельным.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка, в силу требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеющие значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Иных доводов, влияющих на законность решения, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГ - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.