Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 26 января 2015 года по делу
по иску В.С.Н., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.А.С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В-ая С.Н., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.А.С., обратился в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что они с сыном занимают жилое помещение по "адрес", в городе Алейске Алтайского края на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ N 1779-р от ДД.ММ.ГГ "адрес" исключен из числа закрытых военных городков.
ДД.ММ.ГГ истец обратился к ответчикам с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения в свою пользу и в пользу сына.
На указанное заявление им было получено три ответа, из которых следует, что ему не отказано в удовлетворении его просьбы, но согласие на приватизацию жилого помещения ему не было дано.
Полагает, что занимаемое жилое помещение должно быть передано в равнодолевую собственность (его и сына) по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Поскольку Алейск исключен из перечня закрытых военных городков, занимаемое жилое помещение не является служебным, то препятствия в приватизации отсутствуют.
Ранее истец и его сын в приватизации не участвовали, иных жилых помещений в собственности не имеют, Министерством обороны Российской Федерации иным жилым помещением не обеспечен.
Просит признать за ним и В-ая А.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, право равной долевой собственности в порядке приватизации на однокомнатную благоустроенную квартиру в многоквартирном четырехэтажном панельном жилом доме на третьем этаже общей площадью 30,5 кв.м., жилое площадью 19,02 кв.м., расположенную по адресу: "адрес".
Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования В.С.Н., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.А.С., удовлетворены.
За В-ая С. Н., В-ая А. С. признано право общей долевой собственности (по 1/2 доле каждому) на жилое помещение - "адрес" Алтайского края в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе ответчик Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения городского суда.
В обоснование доводов ответчик ссылается на то, что судом неправильно определены обстоятельства по делу и применены нормы права. Спорное жилое помещение было предоставлено В.С.Н. в качестве служебного. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации военный городок "адрес" Алтайского края был включен в перечень жилищного фонда, имеющего статус закрытого военного городка. Исключение военного городка из числа закрытых военных городков не влечет за собой снятие с жилых помещений статуса "служебных". Только Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд, а также об исключении из указанного фонда. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил Российской Федерации предназначены не для постоянного, а преимущественно для временного проживания военнослужащих (т.е. на время их военной службы) и юридически приравнены по статусу к служебным жилым помещениям. Указанно, что судом не исследованы такие обстоятельства, как наличие или отсутствие трудовых отношений.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
Лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не представили, в связи с чем, судебная коллегия в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения истца и ее представителя, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения по доводам жалобы.
В соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как усматривается из материалов дела, истец В-ая С.Н. с сыном В-ая А.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной в военном городке "адрес" Алтайского края по "адрес", что подтверждается выпиской из поквартирной карточки (домовой книги) от ДД.ММ.ГГ.
По данным ордера *** от ДД.ММ.ГГ указанное жилое помещение было предоставлено В.С.Н. на состав семьи из одного человека. Сын истца В-ая А.С. вселен в квартиру в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения.
Согласно ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с ДД.ММ.ГГ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В силу ст. 10 ЖК РСФСР граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
При этом в силу положений ст. ст. 101, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которым ему было предоставлено это помещение.
На основании ст.104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Как следует из положений статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР, выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).В представленном ордере *** от ДД.ММ.ГГ не указано, что истцу предоставляется служебное жилое помещение, также в ордере отсутствует "Красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам.
Согласно архивной справки Архивного отдела Администрации "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в документах архивного фонда Администрации города Алейска "Постановления главы администрации города" за 2005 год постановлением главы Администрации города от 22 февраля 2005 года N 153 "адрес" по адресу: "адрес", включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ *** (так в документе). Постановлением Администрации города от ДД.ММ.ГГ *** постановление Администрации города от ДД.ММ.ГГ *** "О включении свободных жилых помещений в число служебных" было отменено.
В письме от ДД.ММ.ГГ *** Администрация города Алейска Алтайского края сообщили, что в муниципальную собственность оспариваемое жилое помещение не передавалось.
Согласно пункту 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N 752-р город Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1079-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ Алтайский край исключен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что жилое помещение по адресу: "адрес", к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма.
На момент вселения и передачи жилого помещения В.С.Н. данных о предоставлении спорной квартиры в качестве служебной не имелось, из Перечня жилищного фонда закрытых военных городков "Алтайский край" исключен, что свидетельствует о том, что занимаемое истцом жилое помещение к служебному жилищному фонду и жилищному фонду закрытого военного городка не относится. Фактически истец с момента предоставления и по настоящее время проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма, несет бремя содержания жилого помещения.
Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в реестре объектов муниципальной собственности города Алейска жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: "адрес", отсутствует.
Пунктом 7 Приказа Министерства обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20 декабря 2010 года приказано реорганизовать ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Минобороны Российской Федерации, указанных в приложении *** к настоящему приказу.
В приложении N5 к Приказу Министерства обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года значится Алейская квартирно-эксплуатационная часть.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N2 по г.Чите внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года.
Из передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ следует, что Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложению передан и жилой дом, в котором проживает истец по "адрес" в "адрес".
Тип федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменен на Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года N 422-р.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N1053 Минобороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Cогласно ответу ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" *** от ДД.ММ.ГГ В.С.Н. отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения со ссылкой на то, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений руководителю ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ не делегированы.
При указанных обстоятельствах, исходя из того, что истец ранее участия в приватизации не принимал, что подтверждается справками Алейского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, суд обосновано принял решение об удовлетворении иска.
Ссылка ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации на отсутствие у них полномочий по передаче жилья в собственность граждан в силу изложенного не могут служить препятствием для реализации истцами права, предусмотренного действующим законодательством.
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную) о чем указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Ссылка в жалобе на то, что жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, а не лиц гражданского персонала, правового значения для разрешения спора не имеют. В данном случае спорные правоотношения не регулируются Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено достаточных доказательств того, что жилое помещение предоставлено истцу на иных условиях, чем на условиях договора социального найма.
Доводы жалобы о том, что суд не исследовал наличие или отсутствие трудовых отношений истца с Министерством обороны Российской Федерации, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку спорная квартира была предоставлена старшему лейтенанту В.С.Н. в 2001 году в связи с военной службой в войсковой части в г. Алейске, законность заселения и проживания истца в указанном жилом помещении не оспаривается ответчиками.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Министерства обороны РФ обязанности в обеспечении жильем гражданского персонала, не имеющего связи с Министерством обороны, также не может служить основанием для отмены вышеуказанного решения,
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и обоснованно признанных несостоятельными. Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства установил правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допустил.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене либо изменению обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 26 января 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.