Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Тарасовой О.Н., Дмитриевой О.С.,
при секретаре О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 24 февраля 2015 года
по делу по иску Федоровой Е. Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации города Алейска Алтайского края о признании постановления администрации города Алейска Алтайского края "О включении квартиры в число служебных" незаконным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федорова Е.Н. обратилась в суд с иском о признании постановления администрации города Алейска Алтайского края "О включении квартиры в число служебных" незаконным и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного 63-й КЭЧ Алейского района, она занимает ведомственное жилое помещение - четырехкомнатную квартиру по адресу: "адрес". Данная квартира находится в военном городке г.Алейска, который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации N1779-р от 11 октября 2011 года считался закрытым. Пунктом 18 приложения N1 к постановлению Администрации г.Алейска от 29 октября 2004 года N *** жилое помещение по указанному адресу было отнесено к числу служебных на основании ходатайства "данные изъяты" Истец считает, что постановление администрации г.Алейска в части включения "адрес" в "адрес" в число служебных является незаконным, так как не соблюден порядок предоставления служебного жилого помещения. Ордер на вселение в жилое помещение выдан ДД.ММ.ГГ, а включена в число служебных квартира 29 октября 2004 года. Полагает, что спорное жилое помещение предоставлялось на условиях социального найма. В приватизации жилых помещений ранее истец не участвовала. Она обратились с заявлениями в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны РФ о передаче в собственность квартиры в многоквартирном доме с приложением необходимых документов. Из ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны РФ поступил ответ от 01 декабря 2014 года, согласно которому по имеющимся в учреждении сведениям квартира, занимаемая истцом, включена в специализированный жилищный фонд Минобороны Российской Федерации и в последующем из данной категории не исключалась. ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ в ответе разъяснили, что заключить с ней договор передачи в собственность жилого помещения либо дать разрешение на приватизацию не представляется возможным, так как полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений им не делегированы.
С учетом приведенных обстоятельств истец просит признать незаконным пункт 18 постановления Администрации города Алейска от 29 октября 2004 года N1023 в части включения "адрес" в "адрес" в число служебных; признать за истцом право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Представитель истца Д.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 24 февраля 2015 года исковые требования Федоровой Е. Н. удовлетворены.
Признан незаконным пункт 18 приложения N1 к постановлению Администрации города Алейска Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ "О включении свободных жилых помещений в число служебных" в части включения "адрес" Алтайского края в число служебных.
Признано за Федоровой Е. Н. право собственности в порядке приватизации на "адрес" Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований к отмене решения указывает на то, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу на основании ордера, данное жилое помещение имеет статус "служебного". Министерство обороны Российской Федерации решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимало, исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда запрещено. ФГКУ "Сибирское ТУИО" не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, а не лиц гражданского персонала, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Д.В. возражал против отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, на заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации Федорову ... на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ предоставлена четырехкомнатная "адрес" в "адрес" на состав семьи, состоящей из 5-и человек: С., его жена Е., "данные изъяты" г.р., сын Андрей, "данные изъяты" г.р., дочь Нина, "данные изъяты" г.р., дочь Кристина, "данные изъяты" г.р. (так в документе). На ордере отсутствуют отметки и записи, свидетельствующие о статусе жилого помещения как "служебное" (л.д.8).
Согласно выписке из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГ в "адрес" зарегистрированы истец Федорова Е.Н. с дочерьми Беличевой Н.Ю. и Чертенко К.Ю.
С. умер ДД.ММ.ГГ.
Как следует из архивной выписки Архивного отдела Администрации города Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ***, постановлением Администрации города Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "адрес" в "адрес" включена в список свободных жилых помещений, подлежащих включению в число служебной жилой площади (пункт 18).
По данным выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГ в спорной квартире ответственный квартиросъемщик Федорова Е.Н. с дочерьми зарегистрированы ДД.ММ.ГГ.
На момент принятия решения о включении спорного жилого помещения в число служебных действующее законодательство предусматривало определенный порядок отнесения и признания жилых помещений к служебным.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст.101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
На основании ст.104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу ст.47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Из анализа вышеуказанных норм права усматривается, что признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо о того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение, кроме того, служебные жилые квартиры при установлении им такого статуса должны быть свободными.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиками в нарушение ст.56, 60 ГПК РФ ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено допустимых доказательств, с достаточностью и достоверностью свидетельствующих о присвоении спорной квартире статуса служебного с соблюдением вышеуказанных процедур. На момент включения Администрацией города Алейска спорного жилого помещения в число служебных оно не являлось свободным, так как ДД.ММ.ГГ было предоставлено для проживания С. и членам его семьи на условиях социального найма.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, а доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение имеет статус "служебного", противоречат вышеизложенным обстоятельствам дела и не влекут отмену решения суда.
На основании ст.1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст.2 настоящего Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с ч.1 ст.4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст.11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как следует из материалов дела, Федорова Е.Н. проживая в настоящее время в спорном жилом помещении, выразила волеизъявление о приватизации квартиры, при этом проживающие вместе с ней Беличева Н.Ю. и Чертенко К.Ю. в заявлении на передачу жилья в собственность Федоровой Е.Н. указали на отказ от приватизации (л.д.10).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р г.Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1079-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности", был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Пунктом 7 Приказа Министерства обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20 декабря 2010 года приказано реорганизовать ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Минобороны Российской Федерации, указанных в приложении N 5 к настоящему приказу.
В приложении N5 к Приказу Министерства обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года значится Алейская квартирно-эксплуатационная часть.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N2 по г.Чите внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N1871 от 17 декабря 2010 года.
Из передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01 апреля 2011 года следует, что Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе согласно приложению передан и жилой дом, в котором проживает истец по "адрес" в "адрес".
Тип федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменен на Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года N 422-р.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N1053 Минобороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Исходя из изложенного, истцом правомерно заявлен иск к привлеченным к участию в деле ответчикам.
Согласно ответу ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" от ДД.ММ.ГГ Федоровой Е.Н. отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не делегированы.
При указанных обстоятельствах, исходя из того, что истец ранее участия в приватизации не принимала, что подтверждается справкой *** от ДД.ММ.ГГ, выданной Алейским отделением филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, суд обосновано принял решение об удовлетворении иска.
Ссылка ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации на отсутствие у них полномочий по передаче жилья в собственность граждан в силу изложенного не могут служить препятствием для реализации истцом права, предусмотренного действующим законодательством.
Ссылка в жалобе на то, что жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, а не лиц гражданского персонала, правового значения для разрешения спора не имеют. В данном случае спорные правоотношения не регулируются Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, доводы жалобы правовых оснований к отмене судебного решения не содержат, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 24 февраля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.