Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 30 марта 2015 года по делу по иску Мамаджонова Л.М., Хабибулиной А.Д., действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего Хабибулина Дамира Лоиковича, к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о признании незаконным приказа об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся,
заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мамаджонов Л.М., Хабибулина А.Д., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего Х.Д.Л. обратились в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, просят признать приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье незаконным; обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семью Хабибулиной А.Д., из 3-х человек.
Требования обоснованы тем, что Хабибулина А.Д. обратилась в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края с заявлением о признании её семьи, состоящей из трёх человек: она, её супруг - Мамаджонов Л.М., сын- Х.Д.Л., нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, для включения в число участников целевой программы "Обеспечения жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы".
ДД.ММ.ГГ ею был получен приказ Комитета Жилищно-коммунального Хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** "Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семье".
Основанием отказа в признании нуждающейся в жилом помещении семьи, проживающей по адресу: "адрес" (в целях установления совершения действий, предусмотренных ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации) указано то, что не представлены выписки из домовой книги по месту жительства заявителя и членов её семьи в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ гг., ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии информации на жилое помещение, расположенное по адресу: Алтайский край, "адрес", необходимой для принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, соответствующие документы не были представлены по собственному желанию.
Выписка из домовой книги по месту жительства её семьи в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ г.г. не была представлена в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края в связи с отсутствием возможности ее получения. Помимо этого, Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству города Барнаула был осуществлён межведомственный запрос. В соответствии с ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю отсутствует информация на жилое помещение. Правовым обоснованием заявленных требований истцы указывают ст. ст. 51,53 ЖК РФ.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 30 марта 2015 года исковое заявление удовлетворено частично. Признан незаконным приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** об отказе молодой семье Хабибулиной А.Д. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Возложена обязанность на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула рассмотреть заявление Хабибулиной А.Д. о принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и представленные документы в установленном законом порядке. В остальной части иска отказать. Взысканы с комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в пользу Мамаджонова Л.М., Хабибулиной А.Д. в равных долях расходы по оплату государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что предоставление выписок из домовой книги по месту жительства заявителя и членов её семьи в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ гг. необходимо с целью проверки наличия обстоятельств, предусмотренных ст.53 ЖК РФ, а именно наличия прав на жилые помещения, не зарегистрированных в едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним, а также отсутствия совершения намеренных действий с целью постановки на учет. Эта информация не может быть истребована в порядке межведомственного взаимодействия, поскольку находится у управляющих организаций, не участвующих в таком взаимодействии.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с положениями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
В соответствии с утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 г. N 590 ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 10.05.2011 N 250, от 27.12.2011 N 773, от 12.02.2013 N 66, от 04.04.2014 N 162), действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, участником программы может стать молодая семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет, где один из супругов является гражданином Российской Федерации, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя (возраст которого не превышает 35 лет), являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - "молодая семья"). Возраст, не превышающий 35 лет, определяется на день принятия Администрацией Алтайского края решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве таковых до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу ст.3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят Постановлением АКСНД от 01.12.2005 N 735), граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, а также граждане, ставшие полностью дееспособными в результате вступления в брак или эмансипации, вправе подать заявление в орган местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью гражданина и (или) членов его семьи осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ч.1 ст.4 Закона, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - принятие на учет) осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных ими по месту своего жительства.
Для признания нуждающимся в жилом помещении гражданин предоставляет следующие документы:
1) заявление;
2) копию паспорта (копия документа, заменяющего паспорт) гражданина Российской Федерации, а также копии паспортов всех членов семьи;
3) копия кадастрового и (или) технического паспорта на занимаемое жилое помещение, в случае, если жилое помещение принадлежит гражданину на праве собственности либо предоставлено ему на основании договора социального найма;
4) копию домовой книги (поквартирной карточки) по месту жительства заявителя и членов его семьи либо выписку из домовой книги (поквартирной карточки);
5) копии документов, подтверждающих состав семьи;
6) справку из организации, уполномоченной осуществлять технический учет объектов недвижимости, о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилых помещений на праве собственности;
7) копии документов, предоставляющих право на льготное обеспечение жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством (ч.2. ст.4 Закона).
В зависимости от основания признания нуждающимися в жилых помещениях дополнительно представляются следующие документы: 1) при признании нуждающимися в жилых помещениях граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, - правоустанавливающий документ на жилое помещение (договор социального найма или ордер; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или иные документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение) (ч.2.1. ст.4 Закона)
Гражданин вправе представить выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах заявителя и членов его семьи на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимого имущества за последние пять лет, решение уполномоченного органа о признании жилого помещения непригодным для проживания и заключение территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о невозможности выделить отдельную комнату в квартире больному заразной формой туберкулеза. В случае непредставления указанных документов орган местного самоуправления запрашивает их самостоятельно (ч.2.2. ст.4 Закона).
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом местного самоуправления (ч.6. ст.4 Закона).
Как установлено в ч.3 ст.5 Закона, орган местного самоуправления решение о принятии или об отказе в принятии на учет принимает по результатам рассмотрения документов, представленных гражданами согласно частям 2 и 3 статьи 4 настоящего Закона, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления всех документов. При рассмотрении заявлений, поданных несколькими гражданами в один день, их очередность определяется по времени подачи заявления с полным комплектом документов.
Решение о принятии или об отказе в принятии на учет орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия выдает или направляет заявителю. Отказ в принятии на учет может быть обжалован гражданином в судебном порядке (ч.4. ст.5 Закона).
Отказ в принятии граждан на учет допускается по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации (ч.5. ст.5 Закона).
В соответствии со ст.6 Закона, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Не считается намеренным ухудшением жилищных условий вселение в занимаемое жилое помещение членов семьи, не имеющих жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).
В силу ч.1 ст.52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч.2. ст.52 ЖК РФ).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (ч.3. ст.52 ЖК РФ).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (ч.4 ст.52 ЖК РФ).
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет (ч.5 ст.52 ЖК РФ).
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст.53 ЖК РФ).
Как установлено ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч.2. ст.54 ЖК РФ).
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке (ч.3. ст.54 ЖК РФ).
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы материального права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ истец обратилась в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края с заявлением о признании семьи Хабибулиной А.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий. К заявлению приложена, в частности, выписка из домовой книги по месту жительства Хабибулиной А.Д., Мамаджонова Л.М. и Х.Д.Л. по "адрес". Хабибулиной А.Д. представлен и свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом по "адрес", который принадлежит на праве общей долевой собственности (7/35 доли) Бобокалоновой К.Н. на основании договора купли-продажи от 23.11.2012.
Также истцом были предоставлены справки филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю Барнаульское отделение и Локтевского производственного участка Змеиногорского отделения об отсутствии у Хабибулиной А.Д., Х.Д.Л., Мамаджонова Л.М. жилых помещений на праве собственности, в адрес комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" по их запросу из Управления Росреестра по АК поступили уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений о правах Мамаджонова Л.М, Хабибулиной А.Д., Х.Д.Л. на объекты недвижимости за период с ДД.ММ.ГГ по 07.11.2014.
Приказом комитета жилищно- коммунального хозяйства г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** со ссылкой на п.1, п.1-1 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказано в признании нуждающейся в жилом помещении семье Хабибулиной А.Д., проживающей по адресу: "адрес" (в целях установления совершения действий, предусмотренных ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, не представлены выписки из домовой книги по месту жительства заявителя и членов её семьи в период с ДД.ММ.ГГ по 18.09.2014; ответ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии информации на жилое помещение, расположенное по адресу: Алтайский край, "адрес", необходимой для принятия решения о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; соответствующие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе).
Из представленной в суд домовой книги на "адрес", АК следует, что Хабибулина А.Д. была зарегистрирована там с ДД.ММ.ГГ г., Х.Д.Л. - с 15.02.2010.
С учетом приведенных выше положений закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о необходимости предоставления Хабибулиной А.Д. выписок из домовой книги за последние 5 лет не основано на законе, так же как и не основано на законе требование о предоставлении документов по дому "адрес".
Судебная коллегия полагает, что истицей представлены все предусмотренные документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в связи с чем, наличие основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренного п.1 ч.1 ст.54 ЖК РФ, не подтверждено.
Отсутствие запрашиваемых ответчиком документов и информации в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных органам государственной власти или органам местного самоуправления организаций в отношении права собственности истцов на жилой "адрес", АК подтверждает право истцов состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, таким образом, отсутствует и основание к отказу в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренное п.1-1 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
С учетом изложенного, доводы жалобы основаны на неверном толковании материального закона, а потому, каких-либо оснований для отмены или изменения решения, по доводам жалобы, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 30 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.