Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица администрации Железнодорожного района города Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2015 года по делу
по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к товариществу собственников жилья "Cигнал" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц с иском к товариществу собственников жилья "Сигнал" (далее - ТСЖ "Сигнал"), в котором просил признать незаконным бездействие товарищества собственников жилья "Сигнал" по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, обязать ответчика обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в том числе:
- организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией "адрес" Алтайского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в срок до ДД.ММ.ГГ;
- установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории;
- организовать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГ., установлено, что обустройство и содержание указанного места накопления отходов не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства: ограждение и твердое покрытие контейнерной площадки имеется только с двух сторон; твердое покрытие имеется также частично; бункер-накопитель не окрашен, не имеет маркировки с наименованием владельца. Указанная контейнерная площадка предназначена для обслуживания многоквартирных домов NN *** по "адрес" в "адрес". Организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом *** по "адрес" в "адрес", является ТСЖ "Сигнал", место для сбора мусора и твердых бытовых отходов от данного дома отсутствует. Размещение контейнерной площадки с администрацией района не согласовывалось.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2015 года исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ТСЖ "Сигнал" по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
На ТСЖ "Сигнал" возложена обязанность обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в том числе:
- организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией "адрес" Алтайского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в срок до ДД.ММ.ГГ;
- установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории;
- организовать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории.
С ТСЖ "Сигнал" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе третье лицо администрация Железнодорожного района г.Барнаула просит решение суда отменить в части возложения обязанности на ТСЖ "Сигнал" организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с администрацией железнодорожного района г. Барнаула.
В обоснование жалобы ссылается на то, что п.п. 2.3.1 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах г. Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2010 N 249, администрации районов определяют места временного хранения бытовых отходов для производителей в порядке, установленном постановлением администрации города. Соответствующее постановление администрации города Барнаула "Об утверждении порядка размещения мест временного хранения отходов" от 30.11.2006 N3043 утратило силу постановлением администрации г.Барнаула от 21.01.2014 N55. В настоящее время порядок согласования мест временного хранения бытовых отходов не установлен, в связи с чем у администрации района отсутствует возможность согласования мест временного хранения отходов. Указанные обстоятельства делают решение суда в части возложения обязанности на ТСЖ "Сигнал" согласовать с администрацией района место временного накопления отходов неисполнимым.
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в письменных возражениях на жалобу решение суда просил оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры Рыбальченко Д.А. просит апелляционную жалобу отклонить.
Представитель ответчика Кормина Г.Д. апелляционную жалобу третьего лица поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, на основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.Право граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 51 указанного Федерального закона запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Судом установлено и из материалов дела следует, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Железнодорожного района г.Барнаула. В ходе осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГ. в 11 часов 10 минут, помощником прокурора составлен акт проверки соблюдения природоохранного законодательства, согласно которому на расстоянии около 30 метров от "адрес" в "адрес" имеется бункер-накопитель, который на момент проверки частично заполнен. На прилегающей территории располагаются отходы. Обустройство и содержание указанного места накопления отходов не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства. Так, ограждение контейнерной площадки имеется только с двух сторон, твердое покрытие имеется также частично. Бункер-накопитель не окрашен, не имеет маркировки с наименованием владельца. Доказательств обратного со стороны ответчика не представлено.
Согласно информации, предоставленной администрацией "адрес" от ДД.ММ.ГГ., указанная контейнерная площадка предназначена для обслуживания многоквартирных домов NN *** по "адрес" в "адрес".
Согласно сведениям, полученным из администрации "адрес", размещение контейнерной площадки администрацией района не согласовывалось. Из сообщения Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ. следует, что размещение мест временного хранения отходов по "адрес" в "адрес" также не согласовывалось.
Управление многоквартирным домом *** по "адрес", в "адрес" осуществляет Товарищество собственников жилья "Сигнал".
При удовлетворении исковых требований, суд руководствовался положениями ст.ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N59-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.п. 2.1.3, 2.1.4, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", п.п. 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п.п. 1.8, 3.7.1, 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N170, п. 6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утв. приказом Госстроя России от 15.12.1999 N153, п.п. 2.4, 3.10 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утв. решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2010 N349, п.п. 7.6, 14.1 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 N110 и исходил из доказанности факта наличия нарушений требований законодательства со стороны ТСЖ "Сигнал" при организации и оборудовании мест для сбора мусора и бытовых отходов от многоквартирного "адрес" в "адрес", а также того обстоятельства, что ответчиком на момент рассмотрения дела доказательств устранения указанных нарушений не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на положениях действующего законодательства и не противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на ТСЖ "Сигнал" обязанности согласовать размещение мест временного хранения бытовых отходов с администрацией Железнодорожного района г. Барнаула неправомерно, в связи с отсутствием утвержденного порядка согласования в настоящее время, не может быть принят во внимание исходя из следующего.
Решением Барнаульской городской Думы от 27 августа 2010 года N349, в пределах, предоставленных полномочий, утвержден "Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах города Барнаула"
Пунктом 2.3.1 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2010 N349 (далее Правила), на администрации районов города возложена обязанность по определению мест временного хранения бытовых отходов для их производителей в порядке, установленном постановлением администрации города, а также ведение реестров и учет мест временного хранения бытовых отходов, с присвоением им учетных номеров.
В соответствии с п.2.4 указанного Порядка товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации оборудуют объекты накопления отходов в жилищном фонде по согласованию с администрациями районов.
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Действительно, постановление администрации г.Барнаула от 30.10.2006 года N3043 "Об утверждении порядка размещения мест временного хранения отходов" признано утратившим силу на основании Постановления администрации города Барнаула от 21 января 2014г. N55. Иной порядок порядка согласования размещения мест временного хранения органом местного самоуправления не утвержден.
Вместе с тем, отсутствие утвержденного порядка согласования размещения мест временного хранения отходов при наличии установленной законом обязанности администрации Железнодорожного района г.Барнаула определять места хранения отходов на правильность выводов суда не влияет и не освобождает администрацию от исполнения указанной обязанности.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции основаны на законе и подтверждаются соответствующими доказательствами, которым дана надлежащая оценка, существенных нарушений норм процессуального права при вынесении решения не установлено, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица администрации Железнодорожного района г.Барнаула Алтайского края на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 16 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.