Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Аюповой И.Р.,
с участием Юсупова Х.Б. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
допросив ФИО1. в качестве свидетеля,
рассмотрев жалобу Юсупова Х.Б. на постановление судьи Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 18 мая 2015 года, которым:
Юсупов Х.Б., ... года рождения, уроженец и гражданин Республики ... , признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
протоколом об административном правонарушении старшего инспектора ОУФМС России по РБ Зиганшина Г.Х. N ... от 18 мая 2015 года в отношении гражданина Республики ... Юсупова Х.Б. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение с 24 августа 2014 года по 17 апреля 2015 года режима пребывания, выразившееся в его уклонении от выезда за пределы Российской Федерации (л.д. 4).
Судьей Туймазинского районного суда Республики Башкортостан 18 мая 2015 года вынесено выше приведенное постановление (л.д. 22-24).
Не соглашаясь с постановлением судьи Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 18 мая 2015 года, Юсупов Х.Б. обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая изменить, исключить применение дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации. Также указывается на отсутствие виновности во вмененном правонарушении, поскольку Юсупов Х.Б. не был уведомлен о том, что 20 августа 2014 года было аннулировано его разрешение на работу, полученное 26 июня 2014 года, действительное до 15 апреля 2015 года. Суд не учел, что Юсупов Х.Б. 13 апреля 2015 года выехал в Республику ... , то есть до окончания срока разрешения на работу и вернулся на территорию Российской Федерации 13 мая 2015 года.
Изучив материалы дела, выслушав Юсупова Х.Б., поддержавшего доводы жалобы, свидетеля ФИО3., проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Оценка доказательств производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Однако при возбуждении данного дела об административном правонарушении и его рассмотрении указанные требования закона не выполнены.
Часть 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Юсупов Х.Б. является временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, не имеющим визы, вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон), срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 5 Закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 Закона.
В соответствии с пунктом 9.3 статьи 18 Закона в случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока действия разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для такого продления в соответствии с Законом, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случаях, если в отношении иностранного гражданина принято решение об аннулировании разрешения на работу на основании статьи 9 Закона.
Решение о сокращении срока пребывания иностранному гражданину и лицу без гражданства в Российской Федерации принимается не позднее трех рабочих дней со дня установления фактов, предусмотренных пунктами 15.1 - 15.5 Порядка принятия территориальными органами ФМС России решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 15 декабря 2014 года N 655 (Зарегистрировано в Минюсте России 23 января 2015 года N 35653).
При этом иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о сокращении срока пребывания, приглашается в территориальный орган ФМС России для вручения уведомления о принятии решения о сокращении срока временного пребывания иностранному гражданину или лицу без гражданства в Российской Федерации (приложение N 6 к Порядку) под роспись.
В миграционной карте проставляется отметка о сокращении срока временного пребывания иностранному гражданину или лицу без гражданства в Российской Федерации (приложение N 7 к Порядку).
В случае неявки иностранного гражданина уведомление о принятии решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации направляется по адресу места пребывания иностранного гражданина.
Сведения о принятии решения о сокращении срока пребывания не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, фиксируются в ГИСМУ.
В соответствии с пунктом 9.4 статьи 18 Закона, информация о выданных и об аннулированных разрешениях на работу и патентах, а также о разрешениях на работу, срок действия которых истек, размещается в информационных системах общего пользования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о выдаче или об аннулировании разрешения на работу или патента либо истечения срока действия разрешения на работу.
Эти требования нормативно-правовых актов при принятии органом административного надзора решения об аннулировании разрешения на работу не соблюдены, чему судьей районного суда не дана оценка.
Сведений о принятии решения о сокращении срока временного пребывания органом административного надзора в отношении Юсупова Х.Б. не имеется.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 18 мая 2015 года Юсупов Х.Б., пребывающий в Российской Федерации в Республике Башкортостан, ... район, с. ... , ул. ... , д. ... , кв. ... , находился с 24 августа 2014 года по 17 апреля 2015 года с нарушением режима пребывания, связанное с уклонением от выезда за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и досье иностранного гражданина, Юсупов Х.Б. въехал на территорию Российской Федерации 17 апреля 2014 года по миграционной карте, встал на миграционный учет по месту пребывания в Республике Башкортостан, ... район, с. ... , ул. ... , д. ... , кв. ... Срок его пребывания установлен до 07 июля 2014 года.
26 июня 2014 года Юсупов Х.Б. получил разрешение на трудовую деятельность серии ... N ... сроком действия по 15 апреля 2015 года.
На основании разрешения на работу и трудового договора от 04 июля 2014 года с ООО ... Юсупову Х.Б. продлен срок временного пребывания по вышеуказанному адресу по 15 апреля 2015 года.
20 августа 2014 года разрешение на работу серии ... N ... , выданное Юсупову Х.Б., аннулировано в связи с расторжением 04 июля 2014 года трудового договора между Юсуповым Х.Б. и ООО ... При этом решение о сокращении срока временного пребывания в отношении лица не принято.
По доводам жалобы и показаниям Юсупова Х.Б. в Верховном Суде Республики Башкортостан, он не знал, что его разрешение на работу аннулировано, он не был ознакомлен с данным решением, по почте ничего не получал, узнал от сотрудников УФМС России по РБ. До истечения срока временного пребывания 13 апреля 2015 г. он выехал за пределы Российской Федерации, чтобы не нарушать режим пребывания.
Согласно данным национального паспорта, Юсупов Х.Б. 13 апреля 2015 года выехал за пределы Российской Федерации и въехал вновь 13 мая 2015 года.
Согласно показаниям свидетеля ФИО4. в Верховном Суде Республики Башкортостан, разрешение на работу, выданное Юсупову Х.Б., было аннулировано после получения уведомления из организации о том, что трудовые отношения с Юсуповым Х.Б. прекращены. Доказательства, что Юсупову Х.Б. было направлено уведомление об аннулировании разрешения на работу, представить не может.
Материалы дела не содержат доказательства уведомления Юсупова Х.Б. об аннулировании разрешения на работу и сокращении в связи с этим срока временного пребывания на территории Российской Федерации, чем нарушен Порядок принятия решения о сокращении срока временного пребывания и уведомления иностранного гражданина, в отношении которого принято решение о сокращении срока пребывания, а также порядок размещения информации об аннулировании разрешения на работу в информационной системе общего пользования.
При отсутствии сведений о сокращении УФМС России по Республике Башкортостан срока временного пребывания Юсупову Х.Б., установленного ранее до 17 апреля 2015 года, считать, что им нарушен режим пребывания в период с 24 августа 2014 года по 17 апреля 2015 года, не имеется.
В нарушение требований пункта 7 статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом ОУФМС и судом не выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что привело к необоснованному привлечению иностранного гражданина к административной ответственности за вмененные нарушения, что влечет отмену судебного постановления.
При таких обстоятельствах в действиях Юсупова Х.Б. отсутствует состав вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается решение о его отмене и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу Юсупова Х.Б. удовлетворить.
Постановление судьи Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 18 мая 2015 года отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Юсупова Х.Б. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение направить в УФМС России по Республике Башкортостан для сведения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Асанов Р.Ф.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.