Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.,
судей Куловой Г.Р.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Фархутдиновой Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Э.Е.О. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования Свистуновой А.И. к Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях -удовлетворить.
Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан принять Свистунову А.И. на учет нуждающейся в улучшении жилищный условий и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Свистунова А.И. обратилась в суд с иском к Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В обоснование требований указала, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, умершего в дата, ветераном труда, имеет награды, ей ... лет. Проживает в квартире своей дочери и зятя, где кроме нее проживают еще 6 человек. Квартира трехкомнатная площадью 60 кв.м. В собственности истицы находился до дата жилой дом по адресу: адрес. Органами Россреестра прекращение права собственности было зарегистрировано дата. С тех пор в собственности истицы нет никакого другого жилья. В силу возраста истица вынуждена проживать с семьей дочери.
В квартире дочери истицы общей площадью 60 кв.м зарегистрировано и проживает вместе с Свистуновой А.И. 7 человек, то есть обеспеченность жильем на одного человека составляет 8,57 кв.м.
Истица обратилась в Администрацию с вопросом о постановке на учет как члена семьи умершего участника ВОВ, однако ей было отказано.
В письме N ... от дата Администрация района сообщает об отказе в постановке на учет на том основании, что истица совершила действия, в результате которых может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а именно, зарегистрировалась в квартире дочери в дата, а ранее проживала у другой своей дочери в адрес, где на одного проживающего была соблюдена норма обеспеченности жильем, и с момента совершения этих действий не истек срок в 5 лет, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец действительно до дата имела дом, который в силу возраста содержать уже не могла. Первоначально она вселилась к дочери, проживающей в адрес. Однако дочь стала болеть, была прооперирована, плохо ходит, в связи чем, не могла ухаживать за истицей, так как ей уже 67 лет. Истица вынуждена была переселиться к другой дочери в адрес.
Просит суд обязать Администрацию Октябрьского района городского округа г.Уфа принять ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список нуждающихся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной Войны.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа просит отменить решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что Свистунова А.И. зарегистрировалась в квартире дочери в дата, а ранее проживала у другой своей дочери в адрес, где на одного проживающего была соблюдена норма обеспеченности жильем и с момента совершения этих действий не истек 5-летний срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя Свистуновой А.И. - С.И.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов-субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
На основании Указа Президента Российской Федерации N714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (с изменениями от 09 января 2010 года) государственная поддержка по обеспечению жильем предоставляется нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12 января 1995 года Ш-ФЗ "О ветеранах".
По смыслу статьи 20 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Ограничение названной статьи Федерального закона в той части, что жильем могут быть обеспечены ветераны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищный условий, вставшие на учет до 01 марта 2005 года, исключено Федеральными законами от 29 июня 2009 года N135-ФЗ, от 21 декабря 2009 года N327-ФЗ, от 06 мая 2010 года N79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах".
Как следует из Федерального закона "О ветеранах" и Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" правовое регулирование направлено на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктами 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, а так же определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьями 31 и 69 названного Кодекса определяется понятие членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения.
Исходя из части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Свистунова А.И., с дата зарегистрирована в адрес, что подтверждается справкой о регистрации за N ... от дата. В квартире зарегистрированы: Я.В.И., Я.Е.М., Я.Д.В., Г.Д.Э., Ф.М., Ф.С..
Истица обратилась в Администрацию Октябрьского района г.Уфы с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Из ответа Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от дата N ... следует, что жилищные условия вдовы участника Великой Отечественной войны могут быть улучшены в случае признания ее органом местного самоуправления нуждающейся в жилых помещениях, поскольку одним из основанием признания нуждающейся в жилых помещениях является обеспечение обще площадью на одного члена семьи менее учетной нормы. Ранее с дата по дата истица проживала в двухкомнатной адрес площадью 43,9 кв.м, расположенной по адресу: в адрес, и не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Из удостоверения от дата Свистунова А.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Решением Совета городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 08 июня 2006 год N12/22 установлена учетная норма, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере менее 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Общая площадь вышеуказанной квартиры, где проживает истица составляет 60,1 кв.м, следовательно на каждого члена приходится по 8,58 кв.м, то есть менее учетной нормы.
Разрешая спор, суд исходил из того, что ответчик не представил доказательств того, что истица сознательно ухудшила жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, признал отказ Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании истца нуждающейся в улучшении жилищный условий незаконным, и обязывает ответчика поставить на учет Свистунову А.И. в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий и включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда и им дана правильная правовая оценка.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Э.Е.О. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Г.Р. Кулова
Т.Е. Фролова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.