Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 18 мая 2015 г. по делу N 33-176/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ушаковой М.В., судей Томашевича В.В. и Ракова А.В., при секретаре Овчинниковой Е.Ю., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе должностного лица на решение Мирненского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего Алексюка А. Э. об оспаривании решения начальника территориального отделения в _ области - _ ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее по тексту ЗРУЖО) об отказе в принятии его на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ракова А.В., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Алексюк, проходящий военную службу по контракту в войсковой части _, дислоцирующейся в _ Архангельской области, обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника территориального отделения ЗРУЖО от 29 октября 2014 года N 29-41/175 об отказе в принятии его на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях и возложить на это должностное лицо обязанность указанное решение отменить и включить его с членами семьи в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы.
Суд первой инстанции заявление Алексюка удовлетворил и одновременно с ФКУ "Управление финансового обеспечения Минобороны России по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия", которое для территориального отделения ЗРУЖО является довольствующим финансовым органом, взыскал в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой по делу государственной пошлины и услуг представителя, в общей сумме 9 200 руб.
В апелляционной жалобе начальник указанного территориального отделения ЗРУЖО Скворцова Н.С., не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением ввиду допущенного, по ее мнению, судом первой инстанции нарушения норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции должностное лицо, ссылаясь на п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее по тексту Инструкция), указывает, что Алексюку правомерно отказано в принятии на учет, поскольку он, будучи ранее обеспеченный по месту прохождения военной службы в _ жилым помещением, в установленном порядке не представил справку о сдаче этого жилья.
Далее автор в жалобе указывает на то, что заявитель, будучи ранее обеспеченный по месту прохождения военной службы жилым помещением для постоянного проживания, в мае 2010 года добровольно выехал из него и снялся с регистрационного учета, а в 2011 году распорядился своей ? долей в праве собственности на квартиру, которая была предоставлена ему и матери в избранном месте постоянного жительства в _ области при отселении последней из закрытого административно-территориального образования _
Эти обстоятельства, по мнению должностного лица, свидетельствуют о намеренном ухудшении заявителем своих жилищных условий, в связи с чем Алексюк в соответствии со ст. 53 ЖК РФ может быть принят на жилищный учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
По делу бесспорно установлено, что Алексюк был назначен на воинскую должность после 1 января 1998 года - по окончании военного образовательного учреждения профессионального образования и получении в связи с этим офицерского воинского звания, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он относится к числу военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
С 2008 года заявитель проходит военную службу по контракту с Минобороны России в г. _.
До июня 2010 года заявитель был зарегистрирован и проживал в квартире _, нанимателем которой являлась его мать.
В октябре 2010 года данное жилое помещение было освобождено и сдано ими наймодателю в лице администрации муниципального образования _ Архангельской области (л.д. 29-30).
В том же году ими в равных долях было оформлено право собственности на квартиру _, которая была предоставлена матери заявителя при отселении из закрытого административно-территориального образования Мирный.
В 2011 году заявитель распорядился своей ? долей в праве собственности на данную квартиру, подарив ее матери.
В настоящее время заявитель с членами своей семьи (супруга АЕА. и сын А 2014 года рождения) осуществляет наем жилого помещения в г. _ и с апреля 2014 года временно зарегистрированы по месту пребывания в общежитии _ в том же населенном пункте.
Оспариваемым решением должностного лица заявителю было отказано в принятии с членами семьи на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту прохождения военной службы в соответствии со ст. 53 и п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с неистечением пятилетнего срока со дня совершения им намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, лишь на том основании, что он в 2010 году добровольно снялся с регистрационного учета и освободил обозначенное жилое помещение по _ _.
Вместе с тем, по смыслу положений Инструкции и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ, единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получение, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Алексюк и члены его семьи на момент принятия начальником территориального отделения ЗРУЖО оспариваемого решения этим требованиям отвечали, поскольку каких-либо доказательств об их обеспеченности жильем в г. _ - населенном пункте по месту прохождения заявителем военной службы по контракту суду представлено не было.
Поскольку согласно ч. 1 ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома или отдельной квартиры, факт временной регистрации заявителя и членов его семьи по вышеуказанному адресу в общежитии возможности постановки их на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях не препятствует.
Согласно п. 5 указанной Инструкции, военнослужащие включаются в список на предоставление служебных жилых помещений на основании решения соответствующего структурного подразделения уполномоченного органа Минобороны России.
Верно проанализировав вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий начальника территориального отделения ЗРУЖО, принявшего решение об отказе Алексюку во включении с членами семьи в список очередников на предоставление служебных жилых помещений, и обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Правильным является и вывод суда первой инстанции о том, что предусмотренные ст. 53 ЖК РФ последствия, касающиеся совершения гражданами намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, распространяются только на правоотношения, связанные с принятием их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, и процедуры предоставления специализированных жилых помещений не затрагивают.
Также, как правильно указано судом в решении, в сложившейся ситуации само по себе освобождение Алексюком квартиры по _, нанимателем которой являлась его мать, в связи с необходимостью сдачи последней этого жилого помещения наймодателю в целях получения иного при отселении из закрытого административно-территориального образования, расцениваться как намеренное ухудшение им своих жилищных условий применительно к смыслу и содержанию требований ст. 53 ЖК РФ и являться основанием для отказа в принятии его на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях не может.
Что же касается довода автора жалобы о том, что заявитель в установленном порядке не представил справку о сдаче ранее занимаемого в г. _ жилого помещения, то на законность и обоснованность оспариваемого судебного решения он повлиять не может, поскольку данное обстоятельство основанием для отказа Алексюку в принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях и предметом доказывания по делу не являлось.
К тому же, в соответствии с требованиями п. 2 Инструкции, для получения служебного жилого помещения военнослужащие с заявлением в структурное подразделение уполномоченного органа, в числе иных документов, должны представить справку о сдаче служебного жилья по прежнему месту военной службы, а как усматривается из материалов дела ранее занимаемая заявителем с матерью квартира по ул. Степанченко в г. Мирном относилась к муниципальному жилищному фонду. Достоверные же данные о том, что это жилое помещение являлось специализированным, в материалах дела отсутствуют и с апелляционной жалобой не представлены.
При таких обстоятельствах доводы жалобы законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления под сомнение не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мирненского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего Алексюка А. Э. об оспаривании решения начальника территориального отделения в _ области - г. _ ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России об отказе в принятии его на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.