Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бутковой Н.А., Стаховой Т.М.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 апреля 2015 года гражданское дело N 2-673/2015 по апелляционной жалобе Зеленина Г. В. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2015 года по заявлению Зеленина Г. В. об оспаривании решения Северо-Западного межрегионального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя заявителя Коломникова А.А. (по доверенности), представителя заинтересованного лица Спицына С.П. (по доверенности), судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Зеленин Г.В. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, в котором оспаривал решение Заместителя начальника управления Северо-Западного межрегионального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации об отказе в выдаче свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявитель просил запретить ТТК Северо-Западного межрегионального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации требовать у заявителя документы, не указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 года N 670; обязать ТТК Северо-Западного межрегионального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации выдать ему свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна.
В обоснование поданного в суд заявления Зеленин Г.В. ссылался на то обстоятельство, что отказ в выдаче свидетельства был обусловлен незаконными требованиями должностных лиц Северо-Западного межрегионального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации представить подтверждения функций экзаменатора пилота СВС-инструктора К., а со стороны СВС-инструктора К. - индивидуально утвержденную программу подготовки пилотов СВС.
По мнению заявителя, им были представлены все необходимые документы, которые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 года N 670, являются основанием для рассмотрения вопроса о выдаче свидетельства пилота СВС.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Зеленин Г.В. "дата" обратился в СЗМТУ ВТ ФАВТ с заявление на выдачу свидетельства специалиста гражданской авиации - свидетельства пилота сверхлёгкого воздушного судна, представив вместе с заявлением копии следующих документов: паспорта гражданина РФ, свидетельства о прохождении подготовки кандидата на получение свидетельства пилота, протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства, справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства, летной книжки, подтверждающей опыт кандидата, медицинского заключения (л.д. " ... ").
"дата" письмом заместителя начальника СЗМТУ ВТ ФАВТ Зеленину Г.В. отказано в выдаче свидетельства по следующим основаниям: отсутствие подтверждения функций экзаменатора пилота СВС-инструктора К. (п.8.2., Гл. VIII ФАП-147), непредставление пилотом СВС-инструктором К. индивидуально утвержденной программы подготовки пилотов СВС (п.4 ст.54 ВК РФ) - л.д. " ... ".
Порядок выдачи свидетельств установлен Постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 N 670 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации" (далее- Правила), пункт 9 Правил содержит исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить заявителю для получения свидетельства в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 17 Правил, в случае неполноты представленных документов, несоответствия представленных документов требованиям настоящих Правил, при наличии в представленных документах недостоверных сведений или сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил, орган по выдаче свидетельств направляет (выдает) заявителю мотивированный отказ в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.
Суд первой инстанции, отказывая Зеленину Г.В. в удовлетворении заявленных требований, указал в постановленном по делу решении, что основанием для отказа заявителю послужил результат проверки сведений, указанных в представленных им документах, но не их несоответствие установленному перечню.
Данный вывод суда следует признать правильным, основанным на исследованных по делу доказательствах.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК Российской Федерации), подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки; подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147 утверждены "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (далее ФАП-147).
В соответствии с пунктами 2.12, 2.17 ФАП-147, для осуществления лётного обучения обладатель свидетельства пилота должен иметь квалификационную отметку "пилот-инструктор" и квалификационные отметки, позволяющие выполнять функции командира воздушного судна класса/типа, на котором производится обучение; при обучении с целью получения свидетельства пилота к самостоятельным полетам обучаемое лицо допускается только под контролем или по письменному разрешению пилота-инструктора, соответствующему требованиям пункта 2.12 настоящих Правил.
Согласно пункту 8.2. ФАП-147, обладатель квалификационной отметки "пилот-инструктор" при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 и 2.5 - 2.22 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может контролировать самостоятельные полеты пилотов-курсантов; проводить летную подготовку, необходимую для выдачи свидетельства частного пилота, свидетельства коммерческого пилота, свидетельства пилота многочленного экипажа, внесения квалификационной отметки о праве на полеты по приборам и квалификационной отметки пилота-инструктора; при наличии отметки "экзаменатор" проверять знания, навыки и умения, установленные настоящими Правилами, у пилотов, подготовленных другими инструкторами.
При этом пунктом 16 ФАП-147 предусмотрено, что орган по выдаче свидетельств обеспечивает ведение базы данных свидетельств авиационного персонала гражданской авиации.
Создание федеральной государственной информационной системы "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала" предусмотрено Приказом Росавиации от 15.09.2011 N 551.
Как следует из представленного свидетельства о прохождении индивидуальной подготовки пилотов (л.д. " ... ") Зеленин Г.В. проходил обучение у пилота-инструктора К. в период с "дата" по "дата" по программе подготовки пилотов СВС самолет, утвержденной ФАВТ МТ РФ от 27 августа 2010 года.
Согласно материалам дела, на момент обращения Зеленина Г.В. с заявлением о выдаче свидетельства, в Реестре отсутствовала отметка о наличии у К. и К. квалификации "пилот-инструктор".
В материалы дела представлена копия свидетельства пилота СВС К. N ... , в котором отсутствует отметка "экзаменатор" (л.д. " ... "). Вместе с тем, несмотря на отсутствие отдельных требований к обладателю отметки "экзаменатор", правило пункта 8.2 ФАП-147 предусматривает, что проверять знания, навыки и умения, установленные Правилами, у пилотов, подготовленных другими инструкторами пилот-инструктор имеет право только при наличии отметки "экзаменатор".
Таким образом, вывод суда о том, что 25 ноября 2014 года у СЗМТУ ВТ ФАВТ имелись основания для отказа в выдаче свидетельства Зеленину Г.В., следует признать правильным и соответствующим обстоятельствам дела.
Кроме того, при рассмотрении доводов апелляционной жалобы и требований заявителя о возложении обязанности на СЗМТУ ВТ ФАВТ выдать ему свидетельство пилота СВС, следует принять во внимание то обстоятельство, что Зеленин Г.В. имеет регистрацию места жительства в г. Москва; теоретическую и лётную подготовку проходил по месту своей регистрации; "дата" МТУ ВТ Центральных районов (Росавиации) отказало Зеленину Г.В. в выдаче свидетельства пилота СВС со ссылкой на то, что подготовка заявителя была проведена с нарушением действующего законодательства (л.д. " ... ").
Согласно пункту 3 ФАП-147 свидетельства специалиста ГА выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - орган по выдаче свидетельств) лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утверждённым в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Основные требования к подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации содержатся в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Закон об образовании). Статьей 85 указанного Закона регламентируются особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.
При этом статьей 21 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная деятельность должна осуществляться образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
При таких обстоятельствах, вывод суда о необходимости наличия у пилота-инструктора, осуществляющего летную подготовку, статуса индивидуального предпринимателя, а также индивидуальной программы обучения следует признать обоснованным.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 21 января 2015 года по делу N 2-673/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу Зеленина Г. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.