Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Параевой В.С.
судей Зарочинцевой Е.В. и Птоховой З.Ю.
при секретаре Красненко М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4711/2014 по апелляционной жалобе ООО "АЦ Петербург" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2014 года по иску прокурора Кировского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО "АЦ Петербург" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры - Спассковой Т.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО "АЦ Петербург", в котором просил обязать ответчика в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести проверку исправности установленных очистных сооружений на источнике выброса загрязняющих веществ, расположенном по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга была проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства в области окружающей среды и водного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства при осуществлении сброса сточных вод в систему коммунальной канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2014 года исковые требования прокурора Кировского района Санкт-Петербурга удовлетворены. Суд обязал ответчика провести проверку исправности установленных очистных сооружений на источнике выброса загрязняющих веществ, расположенном по адресу: "адрес" в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Также суд взыскал с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга госпошлину в размере 200 руб.
Не согласившись с постановленным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда, считает его незаконным и необоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика, и представителя третьего лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, которые судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, однако в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. Представитель третьего лица просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с доказательствами по делу и требованиями закона.
Статья 3 Закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 22 названного Закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Согласно ч. 2 ст. 39 названного Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных найлучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории в соответствии с законодательством.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Порядок водопотребления и водоотведения установлен в Санкт-Петербурге Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167 и Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 01 июня 2000 года N 11.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации, технической и технологической возможностью очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защитой сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
В соответствии с п. 63 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в системы канализации сточных вод.
В соответствии с п. 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, обязанность по обеспечению эксплуатации систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, а также по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, соблюдению режима водопотребления и сброса сточных вод возложена на абонента, на которого также возложена ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
При этом в силу положений п. 93 указанных Правил абонент несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что по условиям договора, заключенного 22 января 2002 года между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и ответчиком, последний обязался соблюдать условия и режимы водоотведения, приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения, нормативы водоотведения, установленные Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами; осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод; не допускать сброса веществ, запрещенных (не разрешенных) к сбросу Правилами, действующим законодательством и иными нормативными актами.
Прокуратурой Кировского района Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения ответчиком нормативов отведения состава сточных вод и требований договора. В ходе проверки было установлено, что ответчик допускает сброс сточных вод в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод, что подтверждается сведениями о результатах отборов контрольных проб сточных вод от 23 июля 2013 года, от 05 февраля 2013 года и от 06 марта 2014 года.
Ссылки ответчика на постановление Комитета по природопользованию от 14 сентября 2014 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "АЦ Петербург" судом обоснованно отклонены, поскольку в указанном постановлении выявлены нарушения процедуры отбора сточных вод от 16 июня 2014 года и от 03 марта 2014 года, тогда как при рассмотрении иска прокурор ссылался на отборы проб от 23 июля 2013 года, от 05 февраля 2013 года, от 06 марта 2014 года, которые ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что ответчик ООО "АЦ Петербург" допустил сброс сточных вод с превышением установленных нормативов по качеству сточных вод по веществам, несмотря на то, что указанные выпуски оборудованы локальными очистными сооружениями.
В соответствии с п. 111 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое воздействие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для стока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
Пунктом 116 названных Правил, предусмотрена обязанность абонентов надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4.
Исходя из того, что при рассмотрении дела судом установлено, что ответчик допустил сброс сточных вод с превышением установленных нормативов по качеству сточных вод по веществам, несмотря на то, что указанные выпуски оборудованы локальными очистными сооружениями, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска прокурора Кировского района Санкт-Петербурга и возложил на ответчика обязанность провести проверку исправности установленных очистных сооружений.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о необходимости проведения ответчиком мероприятий по предварительной очистке сточных вод перед сбросом в систему коммунальной канализации, в том числе, путем оборудования выпуска локальными очистными сооружениями.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что он был лишен в добровольном порядке исполнить требование прокурора, подлежат отклонению, поскольку с момента подачи искового заявления и до разрешения спора по существу, ответчик не предпринял никаких попыток к устранению выявленных нарушений в добровольном порядке.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов, с которой судебная коллегия считает возможным согласиться.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 18 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "АЦ Петербург" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.