Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре Ботниковой Ю.М., с участием представителя заявителя Ш.Э.В., представителя Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") М.М.Н., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР Т.Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по заявлению Ф.Е.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Ф.Е.А. обратилась в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости. Требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес". Кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена в "данные изъяты" рублей. Согласно отчета об оценке рыночной стоимости данного земельного участка его стоимость составила "данные изъяты" рублей. Сумма кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер уплачиваемых ей налогов. Также просила обязать Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести соответствующие изменения в данные государственного кадастра недвижимости.
В судебном заседании представитель заявителя Ш.Э.В ... требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" М.М.Н. поддержал доводы письменных пояснений, в которых указал, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости возможно в судебном порядке, в порядке особого производства.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР Т.Е.В. не возражала против удовлетворения требований заявителя.
Представитель Правительства УР К.С.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Правительство УР было извещено о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в отсутствие представителя.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" (ред. от 15.11.2010) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель муниципального образования "данные изъяты" Удмуртской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет "данные изъяты" рублей.
Согласно отчету, составленному ООО "данные изъяты" N N от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты" руб.
Согласно экспертному заключению N N от ДД.ММ.ГГГГ отчет ООО "данные изъяты" N N от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке земельного участка, заявитель обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка заявителя, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки как методами массовой оценки, так и индивидуально для конкретного объекта недвижимости (в размере рыночной его стоимости).
В связи с изложенным, суд полагает, что заявитель вправе требовать определения кадастровой стоимости его земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Заявителем представлен отчет, составленный ООО "данные изъяты" N N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила "данные изъяты" руб. Законность и обоснованность данного отчета подтверждена экспертным заключением.
Представленные заявителем доказательства являются относимыми и допустимыми, поэтому учитывая отсутствие возражений со стороны заинтересованных лиц относительно данных, содержащихся в названном отчете, суд считает требование заявителя об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подлежащим удовлетворению.
В удовлетворении требования о возложении обязанности Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести соответствующие изменения в данные государственного кадастра недвижимости следует отказать по следующим основаниям.
Сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов, если иное не установлено Законом N 221-ФЗ (ч. 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ). Указанная обязанность у органа кадастрового учета возникает также на основании вступившего в законную силу решения суда (ст. 13 ГПК РФ).
Судебное решение имеет свой целью защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Требуемая заявителем обязанность возникает у органа кадастрового учета в силу закона, поэтому возложение данной обязанности в отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя будет противоречить целям и задачам гражданского судопроизводства.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ф.Е.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью N кв.м., расположенного по адресу: "адрес". равную его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей.
В удовлетворении требования о возложении обязанности на Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести соответствующие изменения в данные государственного кадастра недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 января 2015 года.
Председательствующий судья Соловьев В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.