Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Мулярчика А.И.
судей Карболиной В.А., Черных С.В.
при секретаре Т.А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 14 мая 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России на решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 24 ноября 2014 года, которым исковые требования удовлетворены.
Признано в порядке приватизации за Ш.А.А., Ш.И.М., Ш.Е.А. право общей долевой собственности, по 1/3 доли за каждым, на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Прекращено право собственности Российской Федерации, и право оперативного управления государственного учреждения Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения Ш.А.А., Ш.Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первоначально истцы Ш.А.А., Ш.И.М., Ш.Е.А. обратились в суд с иском к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, 2 отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указали, что они проживают в "адрес" на основании договора социального найма жилого помещения от 05.07.2010 года. До настоящего времени они не использовали право на приватизацию жилья. При обращении в ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о передаче в собственность жилого помещения, был дан ответ о том, что на сегодня отсутствуют какие - либо нормативные акты, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений находящихся в оперативном управлении структурных подразделений МО РФ. Без признания в судебном порядке права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, не могут реализовать свое право на приватизацию жилья и оформить право собственности на занимаемое жилое помещение.
На основании изложенного истцы просили суд признать в порядке приватизации за ними право по 1/3 доли за каждым, на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес". Прекратить право собственности Российской Федерации, и право оперативного управления государственного учреждения Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
В дальнейшем истцы уточнили исковые требования и предъявили их к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по "адрес", просили суд признать в порядке приватизации за ними право общей долевой собственности, по 1/3 доли за каждым, на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес". Прекратить право собственности Российской Федерации, и право оперативного управления государственного учреждения Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое представителем ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что спорное жилое помещение, было предоставлено Ш.А.А. в качестве служебного на период исполнения должностных обязанностей.
Ссылаясь на ст. 93 ЖК РФ, Постановление N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", а также Указания Министра обороны Российской Федерации N205/2/709 от 15 октября 2009 года, апеллянт указывает, что исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда запрещено.
Кроме того, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, поскольку жилищный фонд Вооружённых Сил Российской Федерации является собственностью Российской Федерации.
По мнению автора апелляционной жалобы, жилые помещения жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильём (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооружённых Сил Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. По смыслу вышеуказанной статьи Закона, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В соответствии со ст. 6 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 7).
Учитывая, что государство устанавливает право каждого гражданина на получение жилья в собственность, оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 05.07.2010 года между ГУ Новосибирская КЭЧ Министерства обороны РФ и Ш.А.А. был заключен договор социального найма N на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" включением в договор в качестве членов семьи нанимателя жены Ш.И.М., дочери Ш.Е.А. (л.д. 9-13).
Согласно выписке из домовой книги в квартире по указанному адресу зарегистрированы и проживают Ш.А.А. (наниматель), жена Ш.И.М. и дочь Ш.Е.А. с 13.07.2010 г. по настоящее время (л.д. 49).
Как следует из письменных материалов дела спорное жилое помещение, имеет статус постоянного жилого помещения, закреплено на праве оперативного управления за ГУ Новосибирская КЭЧ, правопреемником которой является ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (л.д. 29).
В связи с отсутствием механизма передачи жилых помещений государственного жилищного фонда, они не могут оформить договор о передаче спорной квартиры в собственность в порядке приватизации, что подтверждается письмом ФГКУ "Центррегионжилье" (л.д.20), возражениями Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (л.д.84-89).
Истцами были представлены доказательства того, что по предыдущему месту жительства они не реализовали право на приватизацию жилого помещения.
Так, истцы в период с 02.12.1991г. до 15.02.2000г. проживали в доме командирского состава N по адресу: "адрес" (л.д. 64), указанное помещение было сдано войсковой части (л.д. 61). В период с 15.02.2000г. по 08.07.2010г. истцы проживали по адресу: "адрес" (л.д. 90-91). С 13.07.2010 г. по настоящее время истцы проживают по адресу "адрес" (л.д. 49).
Согласно справок из ГЖА, истцы на территории г. Новосибирска на дату 20.10.2014г. не использовали право приватизации жилья (л.д. 92-94).
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ч.1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Постанавливая решение и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что спорная квартира находится в государственной собственности, истцы занимают данное жилое помещение на условиях социального найма, ранее своего права на приватизацию не использовали и в настоящее время не могут реализовать свое право на приватизацию, чем нарушаются их законные права.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При этом доводы апелляционной жалобы в той части, что истец не имеет право на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку не является военнослужащим, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку данный довод основан на неправильном применении норм материального права, противоречит положениям ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", которая не содержит каких-либо ограничений по статусу граждан, занимающих жилые помещения, и в соответствии с данной нормой право на приватизацию принадлежит именно гражданам, занимающим жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, без каких-либо оговорок.
Доводы жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан в связи с тем, что жилищный фонд Вооружённых Сил Российской Федерации является собственностью Российской Федерации, неправомерны.
На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению в том числе, федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
С учетом изложенного, исходя из положений ст.ст. 125, 296, 217, ч. 1 ст. 235 ГК РФ, судебная коллегия полагает решение судом принято законно, принимая во внимание, что спорное жилое помещение относится к государственному жилищному фонду, и находится в оперативном управлении ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, который осуществляет права по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом, согласно его назначению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение, отнесено к специализированному (служебному) жилому фонду Министерства обороны РФ, а потому оно приватизации не подлежит, не могут быть приняты во внимание, поскольку, как усматривается из материалов дела, спорное жилое помещение не имеет статуса служебного жилого помещения, истцы проживают в нем на условиях договора социального найма.
К тому же, судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение было предоставлено Ш.А.А. в качестве служебного на период исполнения должностных обязанностей, так как в силу ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено ни одного доказательства принадлежности спорного жилого помещения к фонду служебного жилья, как и не представлено доказательств о предоставлении ответчику помещения именно на этом условии.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Новосибирска от 24 ноября 2014 года по доводам апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.