Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Каминского Э.С.,
судей Терехина В.А., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Гиниатуллине Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционному представлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми на решение Советского районного суда города Казани от 11 февраля 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Сыктывдинского района Республики Коми к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", Федеральному дорожному агентству о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения путем обустройства наружного электрического освещения автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вятка".
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя прокуратуры Сыктывдинского района Республики Коми Сабирзановой Л.И. в поддержку апелляционного представления, пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Федеральное Управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" Богданова Э.Р., с апелляционным представлением не согласившегося, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Сыктывдинского района Республики Коми (далее также прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Волго-Вятскуправтодор" и Федеральному дорожному агентству о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения путем обустройства наружного электрического освещения автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вятка".
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Сыктывдинского муниципального района Республики Коми выявлены нарушения требований закона в части содержания автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вятка", проходящей по территории указанного муниципального образования, а именно - через сельское поселение Пажга, обозначенное дорожными знаками 5.23.1 и 5.24.1 на белом фоне.
С обеих сторон дороги располагается жилой массив, на территории которого находится четыре пешеходных перехода, две автобусные остановки общественного транспорта. Однако в нарушение пункта 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 участок автодороги "Вятка", проходящий через сельское поселение в границах отметок с "адрес" и на расстоянии 100 м. в обе стороны от него, наружным освещением не оборудован. В нарушение пунктов 4.6.1 и 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 наружное электрическое освещение на расположенных в пределах муниципального района нерегулируемых пешеходных переходах на отметках "адрес" автодороги "Вятка" отсутствует. Также выявлено отсутствие освещения на автобусных остановках, расположенных на отметках "адрес".
Просит возложить на Федеральное дорожное агентство обязанность осуществить финансирование работ по оборудованию вышеперечисленных пешеходных переходов и остановок стационарным электрическим освещением в срок до 1 ноября 2015 года и обязать Федеральное казенное учреждение "Федеральное Управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" в этот же срок организовать проведение соответствующих работ.
В судебном заседании представитель прокуратуры Фахрутдинова З.Р. заявленные требования поддержала.
Представитель Федерального казенного учреждения "Федеральное Управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" Богданов Э.Р. с заявленными требованиями не согласился.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционном представлении прокурор Сыктывдинского района Республики Коми просит решение суда отменить, указывает на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права, ссылается на то, что несоответствие автомобильной дороги требованиям законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокуратуры Сыктывдинского района Республики Коми Сабирзанова Л.И. апелляционное представление поддержала.
Представитель Федерального казенного учреждения "Федеральное Управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" Богданов Э.Р. с апелляционным представлением не согласился.
Иные лица, участвующие в деле при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с этим, учитывая положения статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из материалов дела установлено, что прокуратурой Сыктывдинского района Республики Коми проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования муниципальный район "Сыктывдинский", в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства при содержании дороги общего пользования федерального значения "Вятка" в части, проходящей по территории Сыктывдинского района. По результатам проведенной проверки составлен акт обследования от 15 декабря 2014 года.
Согласно акту обследования на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-176 "Вятка" Чебоксары-Йошкар-Ола-Киров-Сыктывкар (от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара) с отметки "адрес" выявлены следующие нарушения: участок автодороги "Вятка", проходящий через сельское поселение в границах отметок с "адрес" и на расстоянии 100 м. в обе стороны от него, наружным освещением не оборудован; наружное электрическое освещение на расположенных в пределах муниципального района нерегулируемых пешеходных переходах на отметках "адрес" автодороги "Вятка" отсутствует; отсутствие освещения на автобусных остановках, расположенных на отметках "адрес".
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в тексте заявления не содержится указания на то, какие именно права и законные интересы неопределенного числа граждан нарушены ответчиками.С таким выводом суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2, 3 и 7 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 928 автомобильная дорога Р-176 "Вятка" Чебоксары-Йошкар-Ола-Киров-Сыктывкар (от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара) включена в перечень дорог общего пользования федерального значения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В силу пунктов 10 и 12 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения; установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог.
На основании абзаца "з" подпункта 4 пункта 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N402, к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода по элементам обустройства автомобильных дорог относится устройство недостающего электроосвещения.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пунктам 1 и 5.3.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N 374, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Вышеуказанный участок автомобильной дороги закреплен за Федеральным казенным учреждением "Федеральное Управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства", который в соответствии с пунктом 3 Распоряжением Минтранса Российской Федерации от 13 августа 2002 года N ИС-682-р осуществляет выполнение функций государственного заказчика по содержанию, ремонту, обустройству, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, заключение подрядных договоров и контроль за их выполнением.
Пунктом 4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N270-ст установлено, что пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В силу пункта 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.; на автобусных остановках, пешеходных переходах.
Таким образом, отсутствие наружного освещения на вышеуказанных участках автомобильной дороги, а также пешеходных переходах и автобусных остановках является прямым нарушением требований к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения, установленных ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", что нарушает право неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, обеспечение которой возложено на органы государственной власти законом.
Нарушения требований обеспечения безопасности дорожного движения выявлены на автомобильной дороге, находящейся в федеральной собственности и переданной в оперативное управление Федеральному казенному учреждению "Волго-Вятскуправтодор", на которое возложены функции государственного заказчика по ее содержанию, ремонту, обустройству и реконструкции, при этом Федеральное дорожное агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявления прокурора Сыктывдинского района Республики Коми об обязании Федерального дорожного агентства и Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" оборудовать стационарным электрическим освещением автомобильную дорогу "Вятка" в границах населенного пункта "Пажга" между отметками "адрес" и на расстоянии 100 метров в обе стороны от него, пешеходные переходы на отметках "адрес", автобусные остановки на отметках "адрес" в соответствии с требованиями ГОСТ.
Руководствуясь статьями 199, 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 11 февраля 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Заявление прокурора Сыктывдинского района Республики Коми удовлетворить.
Обязать Федеральное дорожное агентство и Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства" оборудовать стационарным электрическим освещением автомобильную дорогу "Вятка" в границах населенного пункта "Пажга" между отметками "адрес" и на расстоянии 100 метров в обе стороны от него, пешеходные переходы на отметках "адрес", автобусные остановки на отметках "адрес" в соответствии с требованиями ГОСТ.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.