Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Каминского Э.С.,
судей Терехина В.А., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Гиниатуллине Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе Ананьева А.И. на решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 16 марта 2015 года, которым отказано в удовлетворении жалобы Ананьева А.И. на действия должностного лица Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по Мензелинскому району Республики Татарстан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ананьев А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по Мензелинскому району Республики Татарстан.
В обоснование заявления указано, что Ананьев А.И. постановлением судьи специализированного административного суда города Петропавловска от 26 ноября 2013 года привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 467 Кодекса Республики Казахстан об административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
О вынесенном постановлении Ананьев А.И. узнал 5 марта 2015 года в Отделе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по Мензелинскому району Республики Татарстан. О времени и месте рассмотрения дела о совершенном правонарушении заявитель надлежащим образом не извещался. Данные о привлечении Ананьева А.И. к административной ответственности внесены в информационную систему.
Ананьев А.И. обратился в Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по Мензелинскому району Республики Татарстан с требованием об исключении из информационной системы сведений о привлечении к административной ответственности, однако получил устный отказ.
Считает отказ незаконным, поскольку на территории Российской Федерации не применяются нормы иностранного государства.
Просит признать незаконными действия Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по Мензелинскому району Республики Татарстан и обязать исключить персональные данные о наличии информации о привлечении его к административной ответственности на территории Республики Казахстан.
В судебном заседании заявитель Ананьев А.И. заявление поддержал.
Представитель Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел России по Мензелинскому району Республики Татарстан Свиягина М.Н. с заявлением не согласилась.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Ананьев А.И. выражает свое несогласие с решением суда и просит его отменить, ссылается на то, что на территории Российской Федерации управление транспортным средством в состоянии легкой степени опьянения не создает состава административного правонарушения, ответственность за которое предусматривает лишение права управления транспортным средством.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с этим, учитывая положения статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Из материалов дела установлено, что постановлением судьи специализированного административного суда города Петропавловска от 26 ноября 2013 года Ананьев А.И. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 467 Кодекса Республики Казахстан об административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
В соответствии со статьей 2 Конвенции
о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, ратифицированной Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 134-ФЗ
"О ратификации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения", участниками которой являются Российская Федерации и Республика Казахстан, Договаривающиеся Стороны признают решения компетентных органов, вынесенные за нарушения правил дорожного движения в отношении лиц, проживающих на территории одной из Договаривающихся Сторон.Если установлено, что лицо, проживающее на территории одной из Договаривающихся Сторон, нарушило правила дорожного движения на территории другой Договаривающейся Стороны, компетентные органы Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения принимают решение о наложении административного взыскания или о прекращении делопроизводства в отношении этого лица.
При наложении взыскания за нарушение правил дорожного движения компетентные органы Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения в случае невозможности его исполнения направляют Договаривающейся Стороне места проживания лица, совершившего нарушение, в течение 15 дней запрос об исполнении наложенного взыскания.
Договаривающаяся Сторона места проживания лица, нарушившего правила дорожного движения, исполняет решения, вынесенные компетентными органами Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения, в соответствии со своим национальным законодательством.
Лицо, на которое наложено административное взыскание, имеет право его обжалования в соответствии с законодательством Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения.
В силу статьи 5 Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения материалы по делам об административных нарушениях правил дорожного движения Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения имеют в Договаривающейся Стороне проживания такую же юридическую силу и не требуют их легализации.
Пунктом 3 Приложения к Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения в перечень нарушений правил дорожного движения, на которые распространяется действие Конвенции относится управление транспортным средством в состоянии опьянения или под воздействием наркотических, а равно иных веществ, оказывающих подобное воздействие.
Сведения об управлении Ананьевым А.И. транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и привлечении его к административной ответственности направлены Отделением обеспечения охраны общественного порядка и дорожной безопасности отдела административной полиции Управления внутренних дел города Петропавловска ДВД СКО в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и внесены в базу данных.
На основании статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению.
Система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 года N 508 "О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения" государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения по количеству дорожно-транспортных происшествий, нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и преступлений против безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта, граждан, получивших водительские удостоверения на право управления автомототранспортными средствами возложен на органы внутренних дел.
Согласно частям 1, 2 и пункту 8 части 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).
Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Внесению в банки данных подлежит информация о лицах, совершивших административное правонарушение.
При таких обстоятельствах, поскольку Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения материалы по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, которые признают решения компетентных органов, вынесенные за нарушения правил дорожного движения в отношении лиц, проживающих на территории одной из стран-участниц, при этом на органы внутренних дел возложена обязанность по обработке и учету информации о лицах, привлекаемых к административной ответственности, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления Ананьева А.И.
Довод апелляционной жалобы о том, что на территории Российской Федерации управление транспортным средством в состоянии легкой степени опьянения не создает состава административного правонарушения, ответственность за которое предусматривает лишение права управления транспортным средством, правового значения не имеет и на правомерность принятого судом решения не влияет в силу прямого указания Конвенции на то, что Договаривающиеся Стороны признают решения компетентных органов, вынесенные за нарушения правил дорожного движения в отношении лиц, проживающих на территории одной из Договаривающихся Сторон.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 16 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ананьева А.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.