Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Мигуновой О.И., Сазоновой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Каримове С.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. апелляционное представление старшего помощника прокурора Советского района города Казани Гарифуллина Р.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 19 марта 2015 года, которым отказано в удовлетворении иска прокурора Советского района города Казани в интересах Мухаметзянова С.С. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения и обязать разработать порядок предоставления жилищных субсидий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения прокурора Сабирзановой Л.И., поддержавшей доводы представления, представителя ответчиков Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Верховой И.А., возражавшей против удовлетворения представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района города Казани обратился в суд в интересах Мухаметзянова С.С. с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию на приобретение жилого помещения. В обоснование иска указано, что Мухаметзянов С.С. с 26 апреля 2002 года принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В настоящее время очередность по общему списку N 2618. Мухаметзянов С.С. также включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В настоящий момент Мухаметзянов С.С. вынужден проживать в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес". Мухаметзянов С.С. как инвалид 2-ой группы по общему заболеванию включен в список граждан-получателей субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций, с 28 мая 2004 года (дата установления инвалидности). Поскольку по состоянию на 17 ноября 2014 года Мухаметзянову С.С. жилое помещение во внеочередном порядке не предоставлено, субсидий на приобретение жилья не выделялось, истец просил возложить обязанность на ответчиков предоставить Мухаметзянову С.С. жилищную субсидию на приобретение жилого помещения до 01 мая 2015 года.
В ходе рассмотрения дела представитель истца увеличил исковые требования, просил привлечь в качестве соответчика Кабинет Министров Республики Татарстан, возложить на Кабинет Министров Республики Татарстан обязанность разработать порядок предоставления жилищных субсидий.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора Советского района города Казани Гарифуллин Р.Р. просит решение отменить, указывая на его незаконность и необоснованность. В представлении указано, что согласно Закону Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Мухаметзянов С.С. имеет право на предоставление жилищной субсидии (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения, однако порядок расчёта указанной жилищной субсидии в настоящий момент не разработан.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Право на обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 указанного Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учёт до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Из материалов дела следует, что согласно постановлению главы администрации Советского района города Казани от 26 апреля 2002 года N594 Мухаметзянов С.С. и его сын приняты на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Советского района от 29 августа 2011 года N 1145р Мухаметзянов С.С. включён в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета, с 28 мая 2004 года (дата получения инвалидности).
Согласно справке выданной Республиканской клинической психиатрической больницей имени академика В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 13 февраля 2013 года заболевание Мухаметзянова С.С. входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из того, что порядок предоставления инвалидам, вставшим на учёт до 01 января 2005 года, целевых субсидий на приобретение жилья установлен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счёт субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций, отдельным категориям граждан", согласно которому предоставление указанных субсидий производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
Доводы жалобы о том, что согласно Закону Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Мухаметзянов С.С. имеет право на предоставление жилищной субсидии (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения, однако порядок расчёта указанной жилищной субсидии в настоящий момент не разработан, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку основан на неверном толковании норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Так, согласно положениям статьи 8.2 Закона Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения предоставляется только инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанным в данном перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях и вставшим на учет после 1 января 2005 года.
Из материалов дела следует, что Мухметзянов С.С. принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий 26 апреля 2002 года, включён в список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета, с 28 мая 2004 года (дата получения инвалидности).
Таким образом, Мухаметзянов С.С., как инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, вставший на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеет право на предоставление субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе, инвалидам, вставшим на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года установлен Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утверждённым Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N 275.
Согласно пункту 4 указанного Положения предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 Положения, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии сформированному Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 указанного Положения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены решения по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 19 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление старшего помощника прокурора Советского района города Казани - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.