Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Моисеевой Н.Н. и Гаянова А.Р.,
с участие прокурора Вавилина М.В.,
при секретаре Шигаповой Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в г. Набережные Челны - Кутявина А.В., представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ - Хисматуллиной Н.С. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2015 года, которым постановлено:
иск прокурора г. Набережные Челны удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" обеспечить ребенка - инвалида М.Э.И., "дата" года рождения, техническим средством реабилитации инвалида в виде кресла-коляски для детей с ДЦП "КИМБА".
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Набережные Челны РТ обратился в суд с заявлением в интересах Мамедовой Э.И. к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г.Набережные Челны, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" о возложении обязанности обеспечить ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации. В обоснование заявления указано, что на основании обращения законного представителя ребенка-инвалида Мамедовой Е.В. проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в частности, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. В ходе проведенной проверки было установлено, что несовершеннолетняя Мамедова Э.И. "дата" года рождения в соответствии со справкой "данные изъяты" является ребенком-инвалидом, ей разработана индивидуальная программа реабилитации, в соответствии с которой она должна быть обеспечена техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски для детей с ДЦП "КИМБА" прогулочная, в связи с чем она обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении указанного кресла, однако, в выдаче кресла-коляски ей было отказано. На основании изложенного, прокурор просил суд обязать ответчиков обеспечить ребенка-инвалида Мамедову Э.И. техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски "КИМБА" прогулочная, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г.Набережные Челны в судебном заседании исковые требования не признал.
Представители Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ", законный представитель несовершеннолетнего Мамедова Е.В. в судебное заседание не явились.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представители Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ в г. Набережные Челны, Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ просят решение суда отменить по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом указывают, суд первой инстанции не принял во внимание требования действующего законодательства, согласно которому технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства, уполномоченными органами в порядке, определенном соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008г. N240. При этом законом не предусмотрено предоставление индивидуально определенных технических средств реабилитации, поставщики технических средств реабилитации определяются согласно требованиям Федерального закона от 05.06.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков не явились, извещены надлежащим образом, прокурор Вавилин М.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обжалуемое решение на предмет законности, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а состоявшееся по делу судебное постановление отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушение было допущено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги.
Статьей 11.1 названного Закона предусмотрено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Из материалов дела следует, что М.Э.И ... "дата" года рождения является инвалидом, ей разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, в соответствии с которой она должна быть обеспечена техническими средствами реабилитации в виде кресла-коляски для детей с ДЦП "КИМБА" прогулочная.
Согласно заявлению законного представителя М.Э.И. - Мамедовой Е.В., она обратилась в ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" с заявлением об обеспечении ее ребенка техническим средством реабилитации, а именно креслом-коляской "Кимба" для детей с ДЦП.
Уведомлением от 25 декабря 2014 года законному представителю М.Э.И. отказано в постановке на учет в ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" для обеспечения креслом-коляской "КИМБА" прогулочная, поскольку федеральным приказом от 05.04.2013г N44-ФЗ в наименовании данной модели отказано, обеспечение креслом-коляской будет проводиться по приказу Министерства труда, занятости и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013г. N215н.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Федеральным законом обязанность обеспечения ребенка инвалида техническим средством реабилитации возложена на Российскую Федерацию в данном случае в лице Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда о возложении обязанности на ответчиков обеспечить ребенка-инвалида техническим средством реабилитации в виде кресла-коляски "КИМБА".
Как следует из положений статьи 11.1 указанного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N240 от 07 апреля 2008 года (далее Правил).
В соответствии с п.2 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 04 августа 2008 года 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации" индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро)
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно указанному Федеральному перечню к техническим средствам реабилитации относятся "кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа) с электроприводом, малогабаритные".
В соответствии с п.5 вышеуказанных Правил, уполномоченный орган выдает инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства в обобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров.
Таким образом, в силу указанных нормативно-правовых актов обеспечение техническими средствами реабилитации производится в рамках государственных контрактов и регулируется Федеральным законом N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05 апреля 2013 года.
Так, из материалов дела следует, что по результатам проведения аукциона между ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" и ООО "Иванторг" заключен государственный контракт от 16 февраля 2015 года на поставку технических средств реабилитации, из приложения к которому не усматривается предоставление кресла-коляски "КИМБА" прогулочной.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что выводы суда относительно возложения обязанности на Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г. Набережные Челны Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" обеспечить ребенка - инвалида М.Э.И., "дата" года рождения, техническим средством реабилитации инвалида в виде кресла-коляски для детей с ДЦП "КИМБА" являются ошибочными.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Поскольку исковые требования заявлены о возложении на ответчиков обязанности обеспечить ребенка - инвалида техническим средством реабилитации инвалида в виде кресла-коляски для детей с ДЦП "КИМБА", которое не подлежит удовлетворению по приведенным обоснованиям, иных требований не заявлено, то при таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 199, 329, пунктом 2 статьи 328, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении заявления прокурора г.Набережные Челны Республики Татарстан в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида М.Э.И. к Управлению социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в г.Набережные Челны, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли" о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации в виде кресла-коляски для детей с ДЦП "КИМБА" отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.