Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующего Гришиной С.Г.,
судей: Болатчиевой А.А., Гречкина О.А.,
при секретаре Дагужиевой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Власенко В.В. на решение Черкесского городского суда от 12 ноября 2014 года по делу по иску Власенко В.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР о
защите права на получение единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Болатчиевой А.А., объяснения истца Власенко В.В., представителя ГУ МЧС России по КЧР Клинцевич Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Власенко В.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР (далее Управление, ГУ МЧС России по КЧР) о защите права на получение единовременной социальной выплаты.
В обоснование указал, что проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в органах внутренних дел и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР в течение 22 лет.
16 сентября 2013 года уволен из ГУ МЧС России по КЧР по состоянию здоровья. 24 апреля 2014 года истец с членами семьи был включен в реестр учета лиц имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании решения соответствующей комиссии от 8 июля 2013 года истец вместе с членами семьи был исключен из реестра. Полагая, что данные действия нарушают его право на получение мер социальной поддержи, истец просил включить его в реестр учета лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и произвести соответствующую выплату.
Управление полагало, что оснований для удовлетворения заявления не имеется. Так, на основании приказа МЧС России от 9 сентября 2013 года N 594 ГУ МЧС России по КЧР был издан приказ от 19 ноября 2013 года N 295 об утверждении состава комиссии по рассмотрению вопросов предоставления уволенным сотрудникам федеральной противопожарной службы ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Таким образом, ответчик полагает, что на момент увольнения истца у Управления отсутствовали правовые основания для создания соответствующей комиссии. В части требований о взыскании единовременной социальной выплаты ГУ МЧС России по КЧР полагает, что оснований для удовлетворения иска в этой части также не имеется, поскольку такая выплата предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, исходя из реестра. Поскольку Власенко В.В. в данном реестре не состоит, то и оснований для осуществления выплаты, предусмотренной п.3 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года, не имеется.
Решением Черкесского городского суда от 12 ноября 2015 года в удовлетворении иска Власенко В.В. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Власенко В.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения была создана после его увольнения. Кроме того, он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 2011 года.
В возражениях на жалобу ГУ МЧС России по КЧР полагает, что оснований для отмены судебного акта не имеется.
В суде апелляционной инстанции Власенко В.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ГУ МЧС России по КЧР Клинцевич Е.В., указала, что оснований для отмены судебного акта по доводам жалобы не имеется.
Выслушав стороны, изучив имеющиеся и дополнительно представленные доказательства, доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о включении в реестр учета лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
На основании приказа ГУ МЧС России по КЧР от 16 сентября 2013 года N 68-НС истец уволен с федеральной Государственной противопожарной службы МЧС России на основании п. "з" части 1 ст. 58 (ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел (л.д.5). Выслуга лет - 22 года 2 дня.
19 ноября 2013 года на основании приказа ГУ МЧС России по КЧР была создана комиссия по рассмотрению вопросов предоставления уволенным сотрудникам федеральной противопожарной службы ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д.22).
25 апреля 2014 года заседанием комиссии ГУ МЧС России по КЧР по рассмотрению вопросов предоставления уволенным сотрудникам федеральной противопожарной службы ГПС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было признано право истца на получение мер социальной поддержки, установленной ст. 7 Федерального закона РФ от 3012.2012 года N 283-ФЗ в виде единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения (л.д.6-8).
8 июля 2014 года на основании решения вышеуказанной комиссии ранее принятое решение о признании права на получение мер социальной поддержки было отменено, в связи с тем, что истец в период службы не был постановлен на учет в качестве лица, обладающего правом на единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения (л.д.12).
Отказывая в удовлетворении заявления Власенко А.В., суд первой инстанции руководствовался тем обстоятельством, что с заявлением о постановке на учет в качестве лица, претендующего на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, он обратился уже после увольнения из ГУ МЧС России по КЧР.
С изложенными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Право Власенко В.В., как сотрудника, имеющего общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения предусмотрено Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Частью 3 ст. 4 Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определены условия, при которых единовременная социальная выплата сотруднику предоставляется. Данные условия касаются таких позиций, как наличие (или отсутствие) у сотрудника иного жилого помещения, правовые основания пользования этим жилым помещением и его качественные характеристики и др.
Из материалов дела усматривается, что Власенко В.В. выразил намерение воспользоваться предоставленным ему правом и подал в Управление соответствующий рапорт в целях постановки на учет для получения единой социальной выплаты, приобщив требуемые документы, позволяющие проверить наличие изложенных в части 3 ст. 4 Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ условий.
25 апреля 2014 года на основании решения комиссии ГУ МЧС России по КЧР по рассмотрению вопросов предоставления уволенным сотрудникам федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты он был принят на учет для получения мер социальной поддержки.
Таким образом, соответствующий административный орган пришел к выводу о наличии по результатам рассмотрения рапорта Власенко В.В. правовых оснований для получения социальной выплаты, проверив представленные им документы по существу содержащихся в них сведений.
В процессе судебного разбирательства ответчиком право заявителя на получение предусмотренной Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" социальной гарантии в виде единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы не оспаривалось.
Кроме того, судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что с 11 апреля 2011 года на основании решения комиссии по организации учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилыми помещениями, от 27 апреля 2011 года истец состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий (состав семьи 4 человека).
При таких обстоятельствах увольнение истца без предоставления жилого помещения либо решение жилищной проблемы иным способом, принимая во внимание, что он был принят на учет как нуждающийся в получении жилой площади, ставит его в неравное положение с другими сотрудниками, которые поставлены на учет нуждающихся в получении жилой площади и продолжают работать, поскольку увольнение из Государственной противопожарной службы не должно снижать уровень мер социальной поддержки, гарантированных государством во время несения службы.
При этом судебная коллегия находит обоснованными доводы истца о том, что на момент его увольнения (16 сентября 2013 года) порядок формирования и работы комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты не был утвержден, что препятствовало реализации его права на предъявление заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Так, во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 приказом МЧС России от 09.09.2013 N 594 был утвержден Порядок формирования и работы в МЧС России комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, зарегистрированный Минюстом РФ 12 ноября 2013 г.
Данный Порядок определял, до своей отмены в 2015 году, правовой статус, функции и полномочия, порядок формирования, организацию деятельности комиссии и принятия ими соответствующих решений (п. 1).
В п. 5 Порядка установлено, что в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в центральном аппарате МЧС России, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации следует создать соответствующие комиссии. Состав комиссии утверждается приказом МЧС России, начальника регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации соответственно.
В пункте 8 Порядка предусмотрено, что комиссия принимает решение о постановке или об отказе в постановке на учет сотрудников (граждан) для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Во исполнение Приказа МЧС России от 09.09.2013 N 594 в ГУ МЧС России по КЧР издан приказ N 295 от 19 ноября 2013 года о создании комиссии в Управлении, которым были определены порядок и условия приема документов от сотрудников (л.д. 27).
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что в период службы и до своего увольнения он не имел реальной возможности обратиться с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты являются обоснованными, в связи с чем исковые требования Власенко В.В. о включении в реестр учета лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, подлежат удовлетворению.
При этом судебная коллегия исходит из того, что право заявителя на получение однократно за весь период прохождения федеральной противопожарной службы указанной единовременной социальной выплаты, за реализацией которого он обратился, не может быть поставлено в зависимость от надлежащего исполнения уполномоченным органом государственной власти обязанности по утверждению порядка рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении этой выплаты.
Кроме того, в соответствии с п. 18 Порядка отказ в постановке сотрудника (гражданина) на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника (гражданина) на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Доказательств отсутствия условий, необходимых для постановки на учет Власенко В.В. для получения единовременной социальной выплаты, ответчиком не представлено, в связи с чем ГУ МЧС России по КЧР не вправе было исключать истца из списка (реестра) лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обсуждая требования Власенко В.В. в части возложения обязанности на ответчика выплатить единовременную социальную выплату, коллегия приходит к выводу о том, что иск в данной части не может быть удовлетворен. Так, в силу пункта 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Между тем, истец не обосновал, в связи с чем ему должна быть произведена данная выплата во внеочередном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 12 ноября 2014 года по делу по иску Власенко В.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР о защите права на получение единовременной социальной выплаты - отменить в части отказа в удовлетворении иска о включении в реестр учета лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР включить Власенко В.В. в список (реестр) лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части решение Черкесского городского суда от 12 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Власенко В.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.