Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Маслова А.К., Богданова А.П.
при секретаре Разночинцевой Е.В.
с участием прокурора Кошмановой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в интересах Чернышова О.В., Никулина С.И. к Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области о понуждении обеспечить лекарственным препаратом
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 9 февраля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Маслова А.К., объяснение представителя Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области Левчук Ю.В. (доверенность в деле), поддержавшего доводы жалобы, объяснение Чернышова О.В., его представителя Смирновой Н.С. (доверенность в деле), заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Центрального района г. Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением в интересах Никулина С.И., Чернышова О.В. к Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области о признании за Никулиным С.И. и Чернышовым О.В. права на обеспечение лекарственным препаратом "данные изъяты" для лечения заболевания "данные изъяты", включенного в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина, его инвалидности; понуждении Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области к обеспечению Никулина С.И. и Чернышова О.В. лекарственным препаратом "данные изъяты" по медицинским показаниям в соответствии с решением врачебной комиссии клиники "данные изъяты"
Решением суда, обращенным к немедленному исполнению, требования удовлетворены. Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области понужден организовать обеспечение Никулина С.И., Чернышова О.В. за счет средств субъекта РФ лекарственным препаратом "данные изъяты" в соответствии с медицинскими заключениями клиники "данные изъяты"
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Исследовав представленные доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, руководствуясь Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013 N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", Правилами ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента, Порядком ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 N 403, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Департаментом здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области права Никулина С.И. и Чернышова О.В. на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом "данные изъяты" и восстановлении данного права путем понуждения Департамента обеспечить Никулина С.И. и Чернышова О.В. необходимым лекарством.
Судом установлено и не оспаривается апеллятором, что Никулин С.И. и Чернышов О.В. больны "данные изъяты", включенной в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина, его инвалидности.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 19, ст. ст. 16, 44, 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов граждане, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни гражданина, его инвалидности, имеют право на бесплатное обеспечение зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Для бесплатного получения лекарства лица должны быть включены в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Судом также установлено, что Никулин С.И. и Чернышов О.В. включены в вышеуказанный Федеральный регистр.
Согласно протоколам заседания врачебной комиссии клиники "данные изъяты" N 55 от 17.04.2014 г. и N 46 от 18.03.2014 г. Никулину С.И. и Чернышову О.В. по решениям комиссии показана терапия "данные изъяты" (т. 1 л.д. 18,81).
Препарат с международным непатентованным названием или химическим наименованием "данные изъяты" зарегистрирован на территории Российской Федерации согласно Государственному реестру лекарственных средств (по состоянию на 21 января 2015 года и внесен в Государственный реестр лекарственных средств (регистрационный номер N от ДД.ММ.ГГГГ).
Из материалов дела усматривается, что в мае 2014 года Никулин С.И. и Чернышов О.В. обращались в Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области с просьбой об обеспечении их препаратом "данные изъяты", однако до настоящего времени лекарство им не предоставлено.
В обоснование требований жалобы об отмене решения, Департамент ссылается на то, что нуждаемость Никулина С.И. и Чернышова О.В. в лекарственном препарате "данные изъяты" не подтверждена в надлежащем порядке (отсутствует рецепт лечащего врача), показания к применению носят рекомендательный характер, кроме того, препарат не подлежит предоставлению, поскольку стандарты оказания медицинской помощи по заболеванию "данные изъяты" не утверждены, а в проектах стандартов, опубликованных на официальном сайте Минздрава РФ, "данные изъяты" не включен в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения.
Данные доводы судебная коллегия признает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно п. 4.7. Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" к функциям врачебной комиссии отнесено принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи; по торговым наименованиям.
В силу ст. 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (части 1 и 2).
Согласно медицинским картам Чернышов О.В. и Никулин С.И. проходили стационарное обследование в отделении "данные изъяты" клиники "данные изъяты" по направлению Департамента здравоохранения Белгородской области, по результатам обследования им рекомендован препарат "данные изъяты".
Из протоколов врачебной комиссии N 55 от 17.04.2014 г. и N 46 от 18.03.2014 г. следует, что Чернышов О.В. и Никулин С.И. представлены на комиссию их лечащим врачом клиники "данные изъяты" - П.
Врачебная комиссия заседала в надлежащем составе: председателя ВК - директора клиники "данные изъяты" - П2, заведующего "данные изъяты" Л., заведующего отделением "данные изъяты" Р. Принятое решение подписано всеми членами комиссии.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно приняты заключения врачебной комиссии клиники "данные изъяты" 55 от 17.04.2014 г. и N 46 от 18.03.2014 г. в качестве доказательства нуждаемости Чернышова О.В. и Никулина С.И. в лекарственном препарате "данные изъяты".
Вопреки доводам жалобы порядок обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, не предусматривает необходимости в предоставлении рецепта врача.
Требования Приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", который регулирует порядок назначения и выписывания рецептов на лекарственные препараты в целях обеспечения граждан, в том числе имеющих право на получение государственной социальной помощи, по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, и на который ссылается апеллятор в жалобе, распространяются на правоотношения по обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно либо с 50 % скидкой (Раздел II).
В настоящем случае Чернышов О.В. и Никулин С.И. имеют право на обеспечение их лекарственными препаратами в ином порядке - а именно, как лица, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями.
Исходя из положений Раздела IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, осуществляется непосредственно и конкретным гражданам, в отличие от порядка обеспечения лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, по которому лекарства отпускаются гражданам в аптеках и иных аптечных учреждениях по рецепту врача бесплатно либо со скидкой.
В силу п. 3 Раздела I Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
В связи с изложенным надлежаще вынесенное заключение врачебной комиссии являлось для Департамента достаточным документом, определяющим нуждаемость Чернышова О.В. и Никулина С.И. в лекарственном препарате "данные изъяты", и основанием для обеспечения их указанным препаратом. Требований относительно наличия рецепта врача для получения лекарственного препарата в порядке обеспечения граждан, больных редкими (орфанными) заболеваниями, действующее нормативно-правовое регулирование не устанавливает.
Доводы жалобы о том, что показания к применению препарата "данные изъяты", носят рекомендательный характер, опровергаются содержанием решения врачебной комиссии, согласно которому аналоговых замен показанному препарату и альтернативных методов лечения не имеется, так как "данные изъяты" является "данные изъяты"
Представленное ответчиком в суде апелляционной инстанции решение врачебной комиссии "данные изъяты" N 12 от 25.05.2015 г. об отсутствии у Чернышова О.В. жизненных показаний к назначению препарата "данные изъяты", отвергается судебной коллегией как доказательство утраты нуждаемости Чернышова О.В. в препарате "данные изъяты", поскольку в материалы дела не представлено сведений о том, что на момент вынесения данного решения Чернышов О.В. являлся пациентом "данные изъяты".
При оценке доводов ответчика об отсутствии утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации стандарта лечения заболевания "данные изъяты", судом первой инстанции правильно учтено, что Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
В соответствии с медицинскими документами лекарственный препарат "данные изъяты" показан Чернышову О.В. и Никулину С.И. в связи с риском жизнеугрожающих осложнений.
В п. 5 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ прямо указано, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Таким образом, отсутствие стандарта лечения заболевания "данные изъяты" не может служить основанием для отказа Чернышову О.В. и Никулину С.И. в обеспечении необходимым лекарственным препаратом.
Ссылка апеллятора на то, что в резолютивной части решения суда отсутствует указание на признание за Чернышовым О.В. и Никулиным С.И. права на обеспечение лекарственным препаратом "данные изъяты", соответствующее заявленному прокурору требованию, не ставит под сомнение законность постановленного решения.
Из мотивировочной части решения следует, что суд рассмотрел настоящее дело в порядке главы 25 ГПК РФ (производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего).
Избранный судом порядок судопроизводства апеллятором не оспаривается.
Исходя из положений ст. 285 ГПК РФ, такой способ защиты права как признание права, не может быть использован при рассмотрении требований, поданных в порядке обжалования действий органа государственной власти.
При таких обстоятельствах неуказание в резолютивной части решения суда на признание за заявителями установленного при рассмотрении дела права на обеспечение лекарственным препаратом "данные изъяты" соответствует избранному виду судопроизводства и не является процессуальным нарушением, способным повлечь отмену решения.
Иных доводов в жалобе не приведено.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Оснований для выхода за пределы доводов и требований, изложенных в апелляционной жалобе, у суда в этом деле не имеется.
Судебная коллегия признает постановленное по делу решение законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 9 февраля 2015 г. по делу по заявлению прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в интересах Чернышова О.В., Никулина С.И. к Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области о понуждении обеспечить лекарственным препаратом оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.