Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Куницыной Т.Н., судей Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н., при секретаре Коневиной Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мункуевой Н.З. о признании незаконным решения
по апелляционной жалобе представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ Каратуева К.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 06 февраля 2015г., которым постановлено:
Заявление Мункуевой Н.З. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ N " ... " от 19.12.2014г. об отказе Мункуевой Н.З. во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости N " ... " от 01.12.2014г.
Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РБ устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Мункуеву Н.З., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ Евдокимова М.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мункуева Н.З. обратилась с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ N " ... " от 19.12.2014г., которым ей было отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, просила устранить нарушение, обязав ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ осуществить постановку на государственный кадастровый учет указанного земельного участка.
В обоснование заявления Мункуева Н.З. указала, что ее супругу - М.., наследником которого она является, Постановлением Тарбагатайской районной администрации от 17.12.1992г. N " ... " был предоставлен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома по адресу: " ... ". Распоряжением АМО Тарбагатайский район от 15.03.2012г. N " ... " установлена площадь земельного участка - " ... ". Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 28.07.2014г. данный земельный участок был включен в наследственную массу после смерти М., однако на заявление Мункуевой Н.З. от 01.12.2014г. о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте от ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ 19.12.2014г. был получен отказ в связи с тем, что Тарбагатайская районная администрация не обладала правомочиями по выделению земельных участков в связи с включением поселка Забайкальский Постановлением Совета министров БурАССР N89 от 25.03.1991г. в границы г.Улан-Удэ.
В судебном заседании Мункуева Н.З. и ее представитель Соковиков А.Г. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении, представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ в судебное заседание не явился, извещен был надлежащим образом.
Районный суд постановил вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ Каратуев К.В. просит отменить решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Решение противоречит положениям Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007г. "О государственном кадастре недвижимости". Представленное Мункуевой Н.З. Постановление Тарбагатайской районной администрации N " ... " от 17.12.1992 г. не является документом, на основании которого в государственный кадастр недвижимости могут быть внесены сведения о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости, поскольку Постановлением Совета министров Бурятской ССР N89 от 25.03.1991г. п.Забайкальский включен в границы г.Улан-Удэ. Полномочия по выделению земельных участков в п.Забайкальский переданы МО г.Улан-Удэ. После включения п. Забайкальский в границы г. Улан-Удэ, полномочиями по распоряжению земельными участками, административно подчиненными городу, обладал Совет народных депутатов г.Улан-Удэ, а не Тарбагатайская районная администрация. В соответствии с п. 21 Приказа в отношении ранее учтенных земельных участков филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ вправе устанавливать, уполномочен ли какой-либо орган принимать решение о предоставлении земельного участка, и соответствует ли указанное решение порядку, установленному законодательством, действовавшим в месте издания решения о предоставлении на момент его издания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ Евдокимов М.Н. поддержал доводы жалобы, против удовлетворения которой возражала Мункуева Н.З.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, Постановлением Тарбагатайской районной администрации от 17.12.1992г. N " ... " М. был предоставлен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: " ... ". Площадь указанного земельного участка уточнена Распоряжением Администрации МО "Тарбагатайский район" N " ... " от 15.03.2012г. и составляет " ... ".
Мункуева Н.З. является наследником М. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 28.07.2014г. данный земельный участок был включен в наследственную массу после смерти наследодателя М. Из решения суда и апелляционного определения от 17.11.2014г. следует, что основанием для включения земельного участка в состав наследства послужили указанные постановление и распоряжение Тарбагатайской районной администрации, которые являлись предметом судебной оценки.
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ N " ... " от 19.12.2014г., куда Мункуева Н.З. обратилась 01.12.2014г. с заявлением, ей было отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ГКН. Основанием для отказа, как указано в решении, явилось отсутствие в представленных заявителем документах сведений, позволяющих отнести такой объект к ранее учтенным, поскольку Постановление Тарбагатайской районной администрации от 17.12.1992г. N " ... " не является документом, на основании которого могут быть внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, в связи с тем, что Постановлением Совета министров Бурятской АССР N89 от 25.03.1991г. п.Забайкальский включен в границы г.Улан-Удэ, полномочия по выделению земельных участков в п.Забайкальский переданы МО г.Улан-Удэ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленные законом основания для отказа Мункуевой Н.З. во внесении сведений о земельном участке в ГКН, на которые сослался в ответе ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ, своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли.
Судебная коллегия находит изложенные выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с п.7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. от 23.07.2013г., действовавшей на момент рассмотрения заявления Мункуевой в ФКП) если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Как установлено п.21 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и, в том числе, документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствии с п.34 указанного Порядка являются: несоответствие представленных документов требованиям Закона о кадастре и законодательства Российской Федерации, действовавшего во время и в месте их издания; отсутствие в представленных (поступивших) документах сведений, позволяющих отнести такой объект недвижимости к ранее учтенному, а также сведений о площади объекта недвижимости (земельного участка, здания или помещения).
Между тем, при рассмотрении настоящего дела такие основания для отказа во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости судом установлены не были, поскольку, обращаясь с заявлением, Мункуева Н.З. представила документ, содержащий решение о предоставлении земельного участка Б.Д.
Мотивы, по которым ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ не относит указанные документы к правоустанавливающим документам на земельный участок, утверждая, что решение принято неуправомоченным органом, судебной коллегией не принимаются, поскольку имеется вступивший в законную силу судебный акт, которым земельный участок включен в состав наследственного имущества М., что в силу положений ст.1112 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" свидетельствует о том, что наследодателю данное имущество принадлежало на праве собственности.
В силу принципа общеобязательности судебных постановлений, установленного ст.13 ГПК РФ, при отсутствии иного судебного решения о признании Постановления Тарбагатайской районной Администрации от 17.12.1992г. N " ... " и Распоряжения Администрации МО "Тарбагатайский район" N " ... " от 15.03.2012г. незаконными, основания для вывода о неправомочности Тарбагатайской районной Администрации на вынесение решения о предоставлении земельного участка у ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ отсутствовали.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что Постановлением Совета министров БурАССР N89 от 25.03.1991г., которым внесены изменения в административно-территориальное устройство г.Улан-Удэ, Тарбагатайского района, на которое ссылается заявитель жалобы, предусматривает необходимость проведения землеустроительных работ для определения координат новой городской черты, а из архивной справки Администрации МО "Тарбагатайский район" следует, что земли района передавались городу Улан-Удэ на основании постановления Тарбагатайской районной администрации N " ... " от 25.08.1992г., отвод земельных участков продолжался до 1994г. Таким образом, сведения о том, что на момент предоставления земельного участка М. земли фактически были переданы и не находились в границах МО "Тарбагатайский район", отсутствуют, не были представлены суду и ФГБУ "ФКП Росреестра" по РБ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение районного суда постановлено законно и обоснованно и отмене по доводам жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 06 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Н. Куницына
Судьи: Т.Б. Казанцева
Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.