Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Петровской О.В.,
судей Кокшарова Е.В.,
Лузянина В.Н.,
при секретаре Лемешкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Иноземцева А.В. к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24.03.2015.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения представителя истца Суляевой С.В., действующей на основании доверенности N от ( / / ), представителя ответчика Вагановой Ю.В., действующей на основании доверенности N от ( / / ), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иноземцев А.В. обратился в суд с иском к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о возложении на ответчика обязанности открыть в ОАО " ( / / )" специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта дома N по ... в соответствии с решением общего собрания собственников помещений указанного дома, оформленного протоколом от ( / / ).
В обоснование иска указал, что собственниками помещений многоквартирного дома N по ... принято решение, оформленное протоколом общего собрания от ( / / ) о формировании фонда капитального ремонта указанного дома на специальном счете, открытом на имя регионального оператора. Необходимый пакет документов для открытия счета был направлен в Фонд. Однако специальный счет не был открыт, документы возвращены на основании того, что в протоколе от ( / / ) отсутствуют сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, принадлежащей собственникам, принявшим участие в голосовании; отсутствует конкретный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома; отсутствует указания на конкретные сроки предоставления услуг, проведения работ по капитальному ремонту; отсутствует в составе представленных документов письменные решения собственников помещений в названном многоквартирном доме. Истец полагал, что действия Фонда не соответствуют требованиям закона, а возможность восстановления нарушенного права иным способом у собственников помещение многоквартирного дома отсутствует.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований истца, указал, что отсутствие сведений об общей площади помещений, принадлежащих собственникам помещений, принявших участие в голосовании, отсутствие у Фонда бюллетеней не позволяет проверить кворум и законность решения общего собрания, оформленного протоколом от ( / / ). Более того, требование о предоставлении бюллетеней содержалось в нормативном акте, действовавшем на момент принятия решения о возвращении документов Фондом, в связи с чем действия ответчика соответствовали действовавшему на тот момент законодательству.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24.03.2015 исковые требования Иноземцева А.В. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представителем ответчика подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Иноземцеву А.В. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились истец, представитель ответчика, каждый из которых поддержал свою позицию по делу.
Истец, представитель третьего лица ( / / ) в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
В материалах дела имеются сведения об их извещении о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе, путем направления судебного извещения ( N от ( / / )).
До начала судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Суляевой С.В. Также, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ( / / ) собственниками помещений многоквартирного дома N, расположенного по ... приняты решения по следующим вопросам:
- избрание председателя и секретаря общего собрания ( ( / / )%);
- избрание счетной комиссии для подсчета голосов собственников помещений на общем собрании ( ( / / )% );
- выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет многоквартирного дома в целях формирования фонда капительного ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете ( ( / / )%);
- утверждение размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт равного минимальному размеру взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным актом субъекта Российской Федерации ( ( / / )%);
- избрание лица, уполномоченного владеть специальным счетом - Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области ( ( / / )%);
- утверждение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в составе не менее, чем состав перечня услуг и (или) работ, предусмотренного региональной программой капитального ремонта ( ( / / )%)
- утверждение сроков проведения капитального ремонта общего имущества не позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта ( ( / / )%);
- выбор кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет - ОАО " ( / / )" ( ( / / )%);
В соответствии с письмом Фонда от ( / / ) протокол внеочередного общего собрания собственников от ( / / ) возвращен в связи с отсутствием в нем решений общего сохранения собственников помещений многоквартирного дома об установлении конкретного перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, сроков их проведения, не представлением письменных решений собственников помещений многоквартирного дома, на основании которых был оформлен протокол.
Согласно положений ч.ч. 1,2 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (п. 2); плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (п. 3).
В силу ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП, программа формируется на срок 30 лет с реализацией в 2015-2044 годах. Программа формируется для всех многоквартирных домов, находящихся на территории Свердловской области, вне зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта и формы собственности помещений в многоквартирных домах (раздел 2).
В соответствии с разделом 4 Региональной программы, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного Правительством Свердловской области, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации и статьей 17 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
В силу ст. 17 указанного Закона от 19.12.2013 в соответствии с федеральным законом перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Помимо услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, указанных в части первой настоящей статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, включает в себя:
1) утепление фасада;
2) переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;
3) усиление межэтажных и чердачных перекрытий многоквартирного дома;
4) усиление ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома;
5) разработку проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае, если ее разработка необходима в соответствии с законодательством Российской Федерации для оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ, указанных в части первой настоящей статьи и подпунктах 1 и 2 настоящей части;
6) проведение государственной экспертизы проектной документации, указанной в подпункте 5 настоящей части и подлежащей такой экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) услуги по строительному контролю, проводимому в процессе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ, указанных в части первой настоящей статьи и подпунктах 1-4 настоящей части.
В Перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2042-2044 годы, являющимся приложением к вышеуказанной Региональной программе, многоквартирный дом по адресу: ... , ( / / ) года постройки, указан под номером N. При этом определен плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе ремонт крыши, фасада, фундамента, внутридомовых инженерных систем, ремонт или замена лифтового оборудования, ремонт подвальных помещений в период 2042-2044 годах.
Исходя из выше установленного, в виду отсутствия других региональных программ капитального ремонта общего имущества названного многоквартирного дома, суд первой инстанции обоснованно признал доводы представителя ответчика об отсутствии сведений о принятии собственниками помещений решений по конкретному перечню услуг и (или) работ, сроках их проведения, послужившие основанием для возращения документов не состоятельными, поскольку возможность неоднозначного толкования единственной Региональной программы, касающейся многоквартирного дома исключается.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку данный вывод основан на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, правильном применении и толковании норм материального права.
В силу ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно ч. 1 ст. 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, специальный счет открывается на имя лица, указанного в ч.ч. 2, 3 ст. 175 указанного Кодекса, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с п. 1.1 ч. 2 ст. 44 указанного Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами.
Аналогичные положения закреплены в п. 2 ст. 21 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" в силу которого региональный оператор после получения копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым оформлено решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, открывает на свое имя специальный счет в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным федеральным законом.
Исходя из выше изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Закон Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ, не содержат требований о необходимости направления в адрес регионального оператора листов голосования.
Действующий на момент рассмотрения спора Порядок взаимодействия регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирных домах, которые выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета, для совершения операций по специальным счетам на территории Свердловской области, утвержденный приказом энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 19.05.2014 N65 также не содержит аналогичных требований.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Содержащиеся в апелляционной жалобе возражения о том, что требование о предоставлении листков голосования имелось в нормативном акте, действовавшем на момент принятия решения о возвращении документов Фондом, а именно в Порядке, утвержденном приказом энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 19.05.2014 N65, не влияют на правильность принятого судом решения, поскольку у истца в настоящее время отсутствует иной способ защиты нарушенного права, установленного ч.3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Фонду вместе с протоколом от ( / / ) не были представлены сведения об общей площади помещений, принадлежащих собственникам помещений, принявших участие в голосовании, а также бюллетени голосования в связи с чем отсутствовала возможность проверки кворума принятия решения собственниками помещений в многоквартирном доме судебная коллегия признаёт несостоятельными, поскольку ни действующим законодательством, ни Уставом Фонда не предусмотрено наличие у ответчика функций по проверке законности решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, в целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и его оценки, направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств. При разрешении спора суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно распределил бремя их доказывания между сторонами, всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для отмены постановленного судом решения судебная коллегия не находит.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 указанного Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24.03.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Петровская
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: В.Н. Лузянин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.